г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
 В связи с ситуацией на рынке, цены и сроки поставки товаров могут отличаться от заявленных на сайте. Точную информацию по заказу вам сообщит менеджер компании по телефону!
Каталог оборудования

СКУД для пользователя или для решения задач?

04 мая 2023
СКУД для пользователя или для решения задач? В данной статье рассмотрим особенности взаимодействия вендора и конечного заказчика, которые важно учитывать при разработке и внедрении систем безопасности.

Потребительский рынок за несколько десятилетий пришел к пониманию того, что продукт (товар или услуга) создается именно для пользователя и под его потребности. Таким образом, потребитель как ключевая фигура стал соучастником создания дизайна и функционала продукта. Существуют определенные методики и наработки, позволяющие отслеживать пользовательский опыт, выявлять запросы.

На потребительском рынке учет потребностей конечного пользователя стал реальным конкурентным преимуществом. Что же происходит во взаимоотношениях разработчика и клиента применительно к рынку безопасности?

Мы знаем немало примеров продуктов, которые, c одной стороны, прекрасно закрывают одни задачи, с другой – не уделяют должного внимания прочим факторам, что приводит к проблемам у конечного пользователя. Например:

Интерфейс ПО, базирующийся исключительно на "самых актуальных" подходах к визуальному исполнению, ориентированных, очевидно, не на использование в режиме 24/7, приводит зачастую к отторжению со стороны пользователя: это или слишком "пестрое" исполнение, отвлекающее от продуктивной работы, или, наоборот, излишне минималистичное, выполненное в монохроме.
Хорошее и функциональное оборудование, но недопроектированное с точки зрения промышленного дизайна может оказаться неудобным в обслуживании или вовсе неремонтопригодным.
Предусмотренный качественный функционал, но требующий слишком "большого количества кликов".

Пользователи систем безопасности и их запросы
Администрация. Именно эти люди принимают решение о необходимости той или иной системы, затем решение о закупке или модернизации. Как правило, они формулируют потребности в виде бизнес-задач, а не конкретных технических решений. Их мнение не может не учитываться. Но курьез в том, что часто именно управленческая часть компании-заказчика не является пользователем системы.
Отдел безопасности, если он есть. Данным специалистам важны технические моменты: то, как реализовано шифрование, как построена архитектура, которую придется настраивать и поддерживать.
ИТ-отдел. Системы безопасности в последние годы, как правило, интегрированы в прочие ИТ-системы. Однако мнение данных специалистов учитывается уже не так хорошо. Вряд ли вы найдете системного администратора, довольного тем, что ему придется обслуживать оборудование на интерфейсе RS-485. ИТ-специалистам важно, чтобы система поддерживала существующие стандарты в кросс-отраслях – в инфраструктуре, в сертифицированном оборудовании.
Бухгалтерия. Эта область развивается не так быстро, и в ней очень значим человеческий фактор, но при этом мало готовых разбираться в нововведениях технических специалистов. Известны случаи, когда внедряется система автоматизации, призванная облегчить, ускорить реализацию ряда бизнес-процессов. Но из-за того, что данные передаются не в том формате или не так подсчитаны, в итоге увеличивается количество ручного труда. Для успешного взаимодействия бухгалтерии и новой системы безопасности важно услышать и понять задачу клиента, при этом, возможно, решая ее не тем способом, который предлагает сотрудник бухгалтерии, а через понимание корня проблемы.
Работа с отделом кадров во многом напоминает взаимодействие с бухгалтерией. СКУД, например, может быть одним из ключевых инструментов для данного отдела. Но для успешного внедрения важно понять все особенности компании, объекта, текущую работу бюро пропусков. К сожалению, на этом уровне нужные вопросы задаются достаточно редко. Многие проблемы и неучтенные моменты вскрываются уже на этапе обучения работе с новой системой.
Сотрудники. Это именно те работники, которые ежедневно проходят через СКУД, пользуясь своими карточками, смартфонами или иными идентификаторами. Здесь нет и не может быть конкретных стандартов и советов, но есть ситуации, которые заставляют задуматься. Например, регулярные сбои в системе распознавания лиц "после праздников". Или важный имиджевый момент, если речь идет не только о работниках, но и о клиентах, где доступ на территорию становится бизнес-образующим фактором. Так, доступ в фитнес-клуб должен быть быстрым и удобным, кроме этого, используемое оборудование должно также стилистически вписываться в общий дизайн пространства.
Так ли важно учитывать мнение всех пользователей?
Если речь идет о стандартном объекте, не отличающемся от массы подобных, то, скорее всего, внедрение современной системы безопасности не вызовет проблем. Современные системы контроля доступа достаточно зрелые, обкатанные, и стандартные решения прекрасно отвечают традиционным запросам заказчика.

Что касается более сложных запросов, то, не учтя особенности взаимодействия со всеми группами пользователей, придется в дальнейшем совершать перестройку, а это дополнительное потраченное время, покупка дополнительных модулей, возможные проблемы с сотрудниками и, в худшем случае, приход к пониманию потребности в другом решении и оборудовании.

Точки компетенции
Возможное решение, которое возникает на основе рассмотренных вопросов, – это понимание точек компетенции. На стороне заказчика это могут быть люди, знающие, как устроен объект, какие есть процессы и где могут решить внутренние задачи. Эти сотрудники должны обладать определенными знаниями о том, как устроено оборудование и программное обеспечение у того или иного вендора. Такой же точкой компетенции выступает инсталлятор – его квалификация также должна охватывать обе стороны процесса. Точкой компетенции является вендор, оказывая определенные услуги по аудиту компании заказчика для подбора оптимальных решений. Заказчик же в этих взаимосвязанных процессах должен быть максимально открыт для предоставления необходимых данных.

Самый распространенный интерфейс общения конечного заказчика с вендором – техническое задание. Именно на этом этапе важно учесть, кто его составляет, насколько хорошо оно обсуждается разными группами пользователей внутри компании, затем с вендором, а возможно, еще и с инсталлятором.

Другой способ взаимодействия – обращения в техподдержку. В этой связке очень важна объективность данных: была ли это массовая жалоба или эмоционально окрашенное единичное обращение? И что это значит: не удовлетворен один человек в компании или многие, но при этом они терпят и не пишут обращения?

Полезными инструментами взаимодействия могут быть опросы, а также посещение конференций, на которых выступают и принимают участие в обсуждениях все стороны.

Важный вывод – это необходимость активного соучастия заказчика, не единоличного, а представителей всех вовлеченных групп как на стадии составления запроса и техзадания, так и в ходе последующей эксплуатации выбранной системы безопасности.