Система контроля доступа для бизнес-центра: важны быстродействие и безотказность
Архитектура СКУД для бизнес-центра зависит от размера объекта и от количества интеграций. Если это небольшой офисный центр, то можно рассмотреть облачные решения. Они удобны для арендодателя, так как не требуют затрат на закупку серверов, оборудование серверной и найма в штат дополнительных сотрудников. При этом ежемесячные затраты за аренду такого сервиса можно смело переложить на арендаторов. Для арендаторов тоже есть преимущества: можно вести несложный учет рабочего времени (УРВ) сотрудников с любого ПК или другого устройства – достаточно лишь иметь доступ в интернет.
Однако облачная СКУД уже не сможет решить задачи более крупных офисных центров хотя бы потому, что в большинстве случаев необходимы интеграции со сторонними системами. видеонаблюдение, системы регистрации посетителей, ОПС, лифтовые системы – все это должно работать в рамках единой системы, а не быть разрозненными частями.
Ну и, само собой, отказоустойчивость классической сетевой СКУД намного выше облачных решений. Если СКУД вдруг перестала работать в небольшом офисном центре, то контроль доступа может временно взять на себя пара охранников. Но если выходит из строя СКУД в крупном офисном центре, где каждый час через входную группу может проходить несколько сотен человек, здесь и 10 охранников не справятся.
Быстродействие и безотказность
Для бизнес-центров и крупных офисов из наиболее важных технических характеристик контроллеров СКУД я бы отметил быстродействие и безотказность. По нашему опыту, крупный бизнес-центр может принимать в день пару десятков тысяч сотрудников и посетителей. Если связка "считыватель – контроллер – турникет" будет отрабатывать больше пяти секунд на одного пользователя, то утренние очереди на входной группе будут обеспечены. А это влечет за собой недовольство арендаторов и все вытекающие из этого последствия.
Кроме того, как я говорил ранее, для крупного объекта необходима возможность интеграции СКУД с различными сторонними системами, без которых не обходится ни один большой офисный центр.
Технологии идентификации
Актуальнее всего карточки EM-Marine по 10 руб. за штуку – мне кажется, они нас всех еще переживут. А если серьезно, то для крупного офисного центра со множеством арендаторов оптимальным вариантом является пластиковая карта MIFARE в паре со смартфоном. Это ультимативный вариант и по стоимости внедрения, и по уровню безопасности, и по удобству для пользователей. Терминал распознавания лиц внедрить будет гораздо сложнее, так как администраторам будет непросто договориться о таком способе идентификации со всеми арендодателями. Не каждый захочет, чтобы его лицо хранилось у третьих лиц. Но если речь идет про офис одной конкретной компании, то здесь терминалы распознавания лиц "кладут на лопатки" смартфоны и карточки по всем показателям. Ну разве что стоимость внедрения будет немного выше.
Требования объекта к СКУД
Мне кажется, что у всех крупных объектов примерно одинаковые требования и к железу, и к софту. Без разницы, будет это крупный бизнес-центр, крупный склад или крупный завод. Всем требуется интеграция со сторонними системами безопасности, кадровыми и другими системами (чем больше, тем лучше), а также всем нужна возможность безболезненного масштабирования.
Как повысить отказоустойчивость?
В большинстве случаев повышение отказоустойчивости заключается лишь в том, чтобы оборудовать контроллеры СКУД собственными аккумуляторными кислотными батареями (АКБ) на случай потери питания. Это несложно и недорого, но очень многие заказчики полагают, что именно на этом они могут сэкономить, ведь "да у нас на объекте электричество отключается дай бог раз в год!". А потом оказывается, что именно это отключение произошло в самый неподходящий момент…
В целом надежность и отказоустойчивость чаще упираются в компетентность исполнителей заказчика. Своевременная замена АКБ, бэкапы баз, достаточные ресурсы серверов – вендор никак не может повлиять на это. Мы можем лишь давать инструкции и надеяться, что их будут выполнять.
Интеграция систем со СКУД
Видеонаблюдение и системы регистрации посетителей интегрируются со СКУД в бизнес-центрах и офисах в первую очередь.
С первыми все и так понятно: много сотрудников, много посетителей, за всеми надо приглядывать, чтобы не ходили туда, куда им не нужно ходить, и не делали то, что им не нужно делать.
Системы регистрации посетителей также очень актуальны для бизнес-центров, особенно с большой проходимостью. Гости иногда составляют до четверти всех пользователей и могут исчисляться тысячами в день. У каждого надо проверить документы, записать данные и выдать пропуск. Автоматизированные системы позволяют это делать за 20–30 секунд, в то время как вручную на это может уйти несколько минут.