г. Москва, Мурманский проезд д. 16 стр. 1
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
 В связи с ситуацией на рынке, цены и сроки поставки товаров могут отличаться от заявленных на сайте. Точную информацию по заказу вам сообщит менеджер компании по телефону!
Каталог оборудования

Уход брендов и санкции: тренды рынка видеонаблюдения в 2023 году

07 декабря 2023
Уход брендов и санкции: тренды рынка видеонаблюдения в 2023 году Цель данной статьи – проанализировать последствия ухода ряда брендов рынка CCTV, последствия санкций и экономической ситуации в России для проектировщиков и интеграторов систем видеонаблюдения. Попробуем дать рекомендации, как адаптировать бизнес к новым условиям.

На рынок видеонаблюдения в 2022–2023 гг. действует ряд факторов, часто противоположных по воздействию:

стагнация экономики, переходящая в рецессию;
дефицит ряда региональных и консолидированного бюджетов;
ухудшение криминогенной обстановки;
уход с рынка CCTV ряда европейских и американских брендов;
санкционные ограничения импорта.
Уход европейских и американских брендов
Французская Schneider Electric сообщила, что с 24 февраля приостановила инвестиции и поставки в рамках новых проектов в Россию и Белоруссию. В пресс-релизе Schneider Electric уточняется, что компания следует всем санкциям, введенным в юрисдикциях, в которых она работает.

Шведский производитель камер видеонаблюдения Axis Communications приостановил принятие заказов и новых проектов с февраля 2022 г. "В будущем мы намерены запретить продажу продукции Axis в России и через дистрибьюторов, и через параллельный импорт. Мы поддерживаем тесный диалог с нашими дистрибьюторами, чтобы гарантировать соблюдение наших намерений", – заявило руководство компании.

В марте 2022 г. немецкая транснациональная компания Robert Bosch GmbH (Bosch) приняла решение приостановить свою деятельность на территории РФ.

Немецкий промышленный концерн Siemens продал весь свой бизнес в России, о чем объявил 17 ноября 2022 г. в рамках публикации своей финансовой отчетности. В сообщении компании говорилось о том, что она уже начала процедуры по прекращению своей производственной деятельности и всей деловой активности.

Основные сферы деятельности перечисленных компаний в сфере систем безопасности:

охранно-пожарная сигнализация;
системы контроля и управления доступом;
видеонаблюдение.
23 июня 2022 г. американский производитель телекоммуникационного оборудования операторского и корпоративного уровня Cisco решил полностью уйти из России и Белоруссии. Компания заявила, что закроет все представительства и прекратит сотрудничество с клиентами и поддержку.

Ряд софтверных компаний, таких как Milestone Systems, также прекратил свою деятельность на территории России.

Санкционные риски для Азии
В десятом пакете санкций Совета ЕС содержится запрет транзита через Россию экспортируемых из ЕС в другие страны товаров и технологий двойного назначения. "Сегодняшнее решение налагает дальнейшие запреты на экспорт критически важных технологий и промышленных товаров, таких как электроника <…>, а также товары для строительного сектора, которые могут быть направлены российским военным, такие как антенны, или краны", – отмечается в заявлении. Это привело к приостановке отгрузок продукции части китайских производителей оборудования для систем видеонаблюдения до момента оценки юристами компаний возможных ограничений, а также к сокращению доступной для заказа в России номенклатуры продукции.
Тем не менее на момент публикации есть поставки оборудования азиатских производителей, которые проходят штатно, имея лишь некоторые ограничения на коммуникационное оборудование и оборудование, которое относится и продукции двойного назначения: тепловизоры, биспектральные камеры и др.

OEM-бренды и производство в РФ
На данный момент нет данных о приостановке поставок в Россию оборудования, произведенного в Азии в интересах российских брендов систем видеонаблюдения. Можно лишь предположить, что на них будут распространены те же ограничения, что и для собственных брендов производителей из Китая.

В России существуют производства, специализирующиеся на крупноузловой либо мелкоузловой сборке камер видеонаблюдения.

Но существует ряд проблем:

ограниченная номенклатура решений;
малые объемы производств;
применение импортных компонентов для сборки.
Последний пункт приводит к рискам дальнейших ограничений: нет никаких препятствий для ограничения поставок критически важных для производства камер компонентов – матриц, объективов, микропроцессоров. Производств аналогичной продукции в России либо нет совсем, либо оно не приспособлено под потребности производителей камер видеонаблюдения.

Чего ожидать?
В 2022 г. мы наблюдали уход с рынка ряда компаний, разрыв цепочек поставок, резкие колебания стоимости национальной валюты. Однако уже с уверенностью можно констатировать, что глобального кризиса на рынке систем технической безопасности удалось избежать. Логистика была перестроена, ушедшие бренды заменены на "оставшиеся", вендоры и торговые дома увеличили складские запасы на случай дальнейшего ухудшения внешнеэкономических торговых отношений в связи с вводимыми в отношении РФ санкциями.

Наиболее вероятный сценарий 2023 г. – продолжение тех же трендов.

Массовый исход вендоров с рынка РФ
Большинство европейских и американских брендов либо полностью прекратили поставки в Россию, либо ограничили представленную на рынке номенклатуру, либо ввели ограничения на поставки оборудования для государственных заказов.

Это снижает конкуренцию на рынке, особенно в сегментах, отличных от массмаркета, например среди мультисенсерных, биспектральных либо тепловизионных камер.

Дефицит оборудования на рынке, увеличение цен
На данный момент мы не наблюдаем значимого дефицита оборудования. Это связано с тем, что массовый сегмент рынка не был связан с ушедшими европейскими и американскими брендами, а азиатские производители пока не свернули свою деятельность в России.

Тем не менее такие риски остаются высокими и зависят от дальнейшей санкционной политики ЕС и реакции на нее азиатских брендов.
Увеличение цен – еще один значимый риск. К его реализации может привести как уменьшение предложения на рынке, так и ослабление российской валюты.


Упрощение применяемого оборудования
Упрощение применяемого оборудования – еще один риск, который реализовался пока лишь отчасти. Он связан с двумя факторами: уходом наиболее технологичных европейских и американских брендов, а также с ограничениями поставок отдельных линеек оборудования азиатских производителей в связи с попаданием части технологий под критерии "двойного назначения".

Значительные трудности наблюдаются с поставками коммуникационного оборудования верхнего ценового сегмента.

Массовое перепроектирование "старых" объектов
Значительное число запроектированных ранее объектов, дожив до стадии тендеров и закупки оборудования, столкнутся с невозможностью в полной мере реализовать принятые в рабочей документации решения. Проблемы будут по всем фронтам: отсутствие серверного и сетевого оборудования, камер видеонаблюдения в связи с изложенными выше рисками. Неизбежно возникнет необходимость "перекладывать" решения на имеющуюся в наличии номенклатуру, доступную для заказа в ограниченные сроки реализации проекта. Можно предположить рост спроса на проектные услуги в сфере проектирования систем видеонаблюдения.

Как выжить?
Ситуацию на рынке систем видеонаблюдения в 2023 г. можно характеризовать как кризис. Его отличительная особенность – сочетание снижения спроса в связи со стагнацией экономики и снижение объема предложения на рынке в связи с уходом ряда игроков.

Таким образом, меньшее число заказчиков выбирает среди меньшего числа поставщиков, что несколько поддерживает общий баланс спроса и предложения. Какую стратегию "выживания" выбрать промежуточному звену между заказчиками и поставщиками? Что делать интеграторам и проектировщикам?

Гибкость в формировании "вендор-листа"
Уход брендов и сокращение номенклатуры поставляемого оборудования оставшимися – серьезный вызов при планировании и проектировании будущих систем. Выбор определенного бренда – это и унификация оборудования для упрощения технического обслуживания и ремонта (ТОиР), эксплуатации, и определенный набор "ожиданий" потребительских свойств и надежности "по умолчанию", без необходимости конкретизации в задании на проектирование.

К сожалению, "жесткие" вендор-листы на этапе формирования эксплуатационных требований к будущей системе уходят в прошлое. До момента стабилизации внешнеэкономических связей со странами Запада службы заказчика будут вынуждены проявлять большую гибкость в применяемых брендах.

Гораздо большую роль начинает играть предпроектный этап сбора реально важных заказчику требований к будущему оборудованию, фиксация этих требований в задании на проектирование (ЗнП). Вместо одного конкретного бренда, прописанного в ЗнП, необходимо будет расписывать матрицу возможных брендов и минимально достаточные характеристики по каждому типу оборудования, ключевые потребительские свойства системы в целом.

Умное проектирование и перепроектирование с применением современных средств автоматизации эскизного проектирования
Дефицит оборудования на рынке, рост стоимости и снижение доступности наиболее технологичных линеек приводит к заметному росту требований к проработке решения на этапе планирования и проектирования. "Перезаложиться" по количеству и характеристикам оборудования будет все сложнее; необходимо те же задачи решать более точечно и умно, а не просто "чихнуть камерами на планы объекта".

Это потребует от проектировщиков как роста собственной квалификации, так и применения средств автоматизации проектирования CCTV.



Глубокое погружение в задачи заказчика, согласование изменения технических решений
Давняя проблема – отсутствие четких задач, сформулированных заказчиком ДО выбора конкретных технических решений. Следствие этого – "додумывание" за заказчика, что часто приводит к избыточности решения. Современные реалии диктуют новые стандарты погружения в задачи заказчика – в этом главный секрет того, как можно меньшим числом камер с более скромными характеристиками решать те же задачи, часто даже более эффективно.

Выводы
С большой долей вероятности данный кризис будет продолжительным. Необходимо приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса. В то же время кризис всегда время новых возможностей. Слабые игроки покинут рынок, а те, кто останутся, станут сильнее.

"Хорошие" и "плохие" сценарии развития отрасли
Увы, никаких "хороших" сценариев в прямом смысле этого слова сейчас не просматривается. Есть лишь базовый сценарий и негативный.

Базовый сценарий – продолжение текущей ситуации. Число представленных на рынке европейских и американских брендов будет стремительно уменьшаться, азиатские бренды будут сокращать свое представительство и "урезать" доступные для заказа линейки. OEM-бренды и собственные производители, напротив, будут наращивать производство, но их номенклатура изделий будет крайне ограниченна. Цены будут расти умеренно, дефицита оборудования не будет, но будет его упрощение и дефицит отдельных позиций, классифицируемых как оборудование "двойного назначения".

Негативный сценарий предполагает полное сворачивание представительства большинства европейских и азиатских брендов в РФ после следующих пакетов санкций, максимальные ограничения на ввоз в РФ даже отдельных компонентов для крупноузловой или мелкоузловой сборки, значительное снижение предложения и неконтролируемый рост цен. На текущий момент негативный сценарий выглядит маловероятным и пока не реализуется.



Новая роль эскизного проектирования
По сути, мы вынуждены вернуться во времена, когда CCTV были дорогой игрушкой, доступной избранным. Это требует тех же подходов, что были когда-то, – максимального погружения в задачи заказчика, обоснование необходимости каждой единицы оборудования, вариативность проектирования.

Понятно, что полноценного отката не случится. Но роль проектирования действительно возрастет. Основные задачи эскизного проектирования:

обоснование числа камер, мест их установки и минимально достаточных характеристик для решения только тех задач заказчика, за которые он готов будет платить;
визуализация зон обзора на планах, моделирование картинки с камер для общения с заказчиком на понятном языке эксплуатационных требований, а не технических характеристик;
быстрый поиск и подбор моделей – аналогов камер при перепроектировании.


Новая роль интеграторов в решении задач конечного заказчика
Интегратор будет вынужден брать на себя задачу заказчика под ключ, от выявления реальных потребностей до послепродажной технической поддержки, которую ранее можно было доверить вендору решения. Эти вызовы требуют от интеграторов набора новых компетенций, в том числе в сфере планирования и проектирования систем, применения новых средств автоматизации эскизного проектирования.

Мало знать одно-два решения глобальных вендоров, теперь приходится собирать решение как пазл из того, что есть на рынке, при этом быть готовым постоянно пересогласовывать эти решения с заказчиком, обосновывать эти решения понятными заказчику расчетами и программным моделированием будущей системы.