г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
 В связи с ситуацией на рынке, цены и сроки поставки товаров могут отличаться от заявленных на сайте. Точную информацию по заказу вам сообщит менеджер компании по телефону!
Каталог оборудования

Вопросы экспертизы проектной документации в части безопасности инфраструктурных объектов

05 июля 2024
Вопросы экспертизы проектной документации в части безопасности инфраструктурных объектов Чрезвычайно важно точно определить уровень ответственности зданий для последующих решений в области безопасности, однако не все так просто. О проведении госэкспертизы и нюансах проектной документации читайте в этой статье.

Несмотря на достижения современной строительной науки и техники, исключить аварии полностью не удается. Аварии могут привести к таким последствиям, как вред здоровью или гибель людей, порча или утрата имущества, остановка систем жизнеобеспечения населения и т.д. То же самое можно сказать про антитеррористическую защищенность, где противоправные действия третьих лиц могут приводить к сопоставимым последствиям.

Уровни ответственности
При оценке рисков здания и сооружения рассматриваются как "оболочка" производственной или иной технологии, которая во многом определяет степень воздействия на окружающую среду и со стороны окружающей среды. Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здании и сооружений" (далее – ФЗ № 384) в зависимости от тяжести возможных социальных, экономических, экологических последствий разрушений сооружений устанавливается уровень ответственности (пониженный, нормальный, повышенный).

Для сооружений, отнесенных к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, устанавливается повышенный уровень ответственности. В составе опасных, технически сложных объектов могут быть сооружения как с повышенным, так и с нормальным уровнем ответственности. Довольно часто при идентификации сооружений уровень ответственности определяется неверно. В отдельных случаях такого рода ошибки связаны с неполнотой или неоднозначностью требований законодательных актов и нормативно-правовых документов.

Определение уровня ответственности сооружений в процессе идентификации является важнейшей задачей, от которой зависит оптимальность и экономичность принимаемых решений, потому как он задает требования к проектным решениям и мероприятиям и другим аспектам на всех этапах жизненного цикла сооружения. Нужно отметить, что помимо федеральных законов, определяющих уровень ответственности особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, присутствуют еще нормативно-правовые акты, содержащие иную классификацию, связанную с критериями определения уровня ответственности. Несмотря на сложность идентификации, единый подход в соответствии с ст. 4 ФЗ № 384 на предпроектной стадии архитектурно-строительного проектирования позволяет учесть критерии классификации тяжести ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, аварий, катастроф, террористических актов и т.д.

Особенности проведения государственной экспертизы
Государство, используя инструмент государственных экспертиз, гарантирует обществу безопасность на объектах капитального строительства. На этапе прохождения государственной экспертизы в соответствии с ФЗ № 384, п. 6 ст. 3, устанавливаются минимально необходимые требования к зданиям, сооружениям и системам инженерно-технического обеспечения:

механической безопасности;
пожарной безопасности;
безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
безопасности для здоровья человека, условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
безопасности для пользователей зданий и сооружений;
доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
энергетической эффективности зданий и сооружений;
безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Основными исходными данными при подготовке проектной документации в части систем безопасности с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности являются:

задания на проектирование;
отчетная документация по результатам инженерных изысканий;
технические условия на присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерного обеспечения;
специальные технические условия в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными документами;
иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.
Основные причины внесения изменений и дополнений в задание на проектирование при прохождении экспертизы проектной документации – это отсутствие сведений или неполнота сведений об идентификационных признаках зданий и сооружений, входящих в состав объекта проектирования.

Данных признаков всего семь:

назначение;
принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
возможность опасных природных процессов и явлений, техногенных воздействий на территории, на которых будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
принадлежность к опасным производственным объектам;
пожарная и взрывопожарная опасность;
наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
уровень ответственности.
При разработке проектной документации в отношении систем безопасности зачастую прорабатываются решения по техническим и инженерным средствам охраны без учета требований нормативных документов к зданиям и сооружениям, которые оснащаются данными средствами. Это актуально в рамках объекта проектирования при необходимости дооснащения техническими средствами охраны и обеспечения транспортной безопасности существующих зданий и сооружений. Таким образом, все здания и сооружения, подлежащие оснащению инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения транспортной безопасности, должны входить в состав проектируемых/реконструируемых.

Проектные решения в части мероприятий по противодействию терроризму зачастую определяются только исходя из состава планируемого инженерного оборудования в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения антитеррористической защищенности без учета технологических потребностей и функционального назначения объекта (специфика зданий и сооружений, их количество, существующее положение и техническое состояние по результатам инженерных изысканий) и других требований безопасности в соответствии с № 384-ФЗ. Нередко застройщик приступает к разработке необходимых и достаточных исходных данных только на этапе проведения экспертизы, а не на предпроектной стадии при сборе исходных данных. Как следствие, по результатам подготовки заказчиком, застройщиком исходных данных и технических заданий выяснятся, что разработанные ранее проектные решения в части мероприятий по противодействию терроризму не соответствуют актуальным исходным данным, не оптимальны, не эффективны и не совместимы с проектируемыми зданиями и сооружениями с учетом их детальной идентификации. В итоге на основании предоставленных обоснований для соблюдения требований технических регламентов и финансовой дисциплины при строительстве (за использование федеральных, муниципальных или собственных средств застройщиков) возникает необходимость в значительной переработке проектных решений, требующих затрат времени и других ресурсов.

Проектные решения в части мероприятий по противодействию терроризму зачастую определяются только исходя из состава планируемого инженерного оборудования в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения антитеррористической защищенности без учета технологических потребностей и функционального назначения объекта и других требований безопасности в соответствии с № 384-ФЗ.

Необходимость актуализации нормативных правовых актов
Одной из проблем применения нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на обеспечение требований по антитеррористической защищенности объектов различных министерств и ведомств, является отсутствие необходимости предварительного категорирования объектов капитального строительства на стадии их проектирования для полноценного учета всех требований согласно присвоенным категориям (аналогично предварительному категорированию объектов транспортной инфраструктуры в рамках обеспечения транспортной безопасности), так как требования к категорированию и, как следствие, к объемам оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны определяются только после ввода объектов в эксплуатацию, когда финансирование строящихся объектов уже закрыто и возможности эксплуатирующей организации по реализации дополнительных мероприятий в части полноценного обеспечения антитеррористической защищенности существенно ограничены.