г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Каталог оборудования

Проблемы эффективности управления структурами, занимающимися биометрией в условиях неопределенности

30 июля 2024
Проблемы эффективности управления структурами, занимающимися биометрией в условиях неопределенности В статье рассмотрим обобщение методов оценки эффективности управления предприятиями и структурами, внедряющими биометрию, выявим направления их совершенствования в условиях неопределенности и учета рисков внутреннего и внешнего характера.

Методы оценки эффективности управления, рекомендуемые в экономической литературе, до сих пор не типизированы. Различные авторы решают эту проблему исходя из тех целей, которые они ставили в ходе исследования конкретных объектов управления.

Методики эффективного управления
Проблемы эффективности управления предприятием в условиях нарастающих рисков, снижения безопасности и активности предприятия остаются до сих пор нерешенными. Необходимость рассмотрения вопроса применительно к биометрическим системам и технологиям в настоящее время стала более актуальна в связи с активным внедрением Единой биометрической системы (ЕБС) и наличием опасений в обществе о нецелевом использовании биометрических и персональных данных. Наиболее типичные подходы к проблеме эффективности решаются с помощью следующих методических приемов:

оценивается эффективность затрат на управление производством и сферой услуг;
эффективность управления сводится к показателям и критериям эффективности производства и сферы услуг либо к доле какого-либо показателя, принятого за обобщающий;
сравниваются показатели, характеризующие управляющую и управляемую подсистемы;
путем соотношения целей и результатов;
оценивается эффективность управленческих решений;
через оценку эффективности управленческого труда;
ориентируясь на методы оценки эффективности использования новой техники и капитальных вложений, а также на эффективность внедрения инноваций.
Общим для всех существующих методик является использование главных показателей, таких как рентабельность, трудоемкость функций управления, балансовая прибыль, реализованная продукция, соотношение результатов и полученного эффекта. В результате практически невозможно сравнить эффективность деятельности аппарата в различных отраслях и сферах. Кроме того, эти методики даже не ставят задачу создания адаптивного механизма, позволяющего снизить негативные последствия от факторов риска. Все эти показатели характеризуют в совокупности степень приближения к эффективному управлению. В то же время в качестве исходной информации, характеризующей основные параметры управления эффективностью работы предприятия, должны использоваться следующие показатели:

объем производства продукции (в том числе основное и побочное производство);
валовой доход (основное и побочное производство);
себестоимость продукции (основное и побочное производство);
добавленная стоимость (основное и побочное производство);
материалоемкость продукции;
энергоемкость продукции;
чистый доход;
зарплатоемкость продукции, работ и услуг;
балансовая прибыль;
чистая прибыль.
Некоторые ученые предлагают, и, на наш взгляд, справедливо, ввести в понятие "эффективность управления" определение "эффективность обеспечения безопасности предприятия".

Очевидно, что нельзя внедрить методы адаптивного управления рисками без выявления угроз, рисков и оценки безопасности работы предприятия, как и в рассматриваемом случае ЕБС. Реализовать идею адаптивного управления на практике (далее будем рассматривать термин "предприятие", полагая, что под ним подразумевается также и ЕБС) можно только поэтапно, последовательно двигаясь к намеченной цели от классификации потенциальных и реальных угроз (с одной стороны) до реализации концепции экономической безопасности и эффективности ее применения в рамках предлагаемого для реализации адаптивного менеджмента.

Путь к успешному управлению
Этапы эффективного управления системой, через реализацию концепции безопасности в условиях функционирования адаптивного менеджмента, включают следующие шаги:

Оценка состояния предприятия и системы его управления с позиций способности реагирования на меняющиеся условия хозяйствования.
Ранжирование потенциальных и реальных угроз, классификация факторов риска (по степени значимости, величине ущерба, причинам угроз, негативным последствиям, размеру возможного ущерба).
Цель экономической безопасности и адаптивного менеджмента предприятия (формулировка задач, направлений стратегии, сценариев перспективного развития, разработка плана мероприятий по повышению эффективности управления в рамках категорий теорий рисков, адаптивного менеджмента, безопасности функционирования предприятия или сферы услуг).
Построение системы экономической безопасности и внедрения адаптивного механизма на предприятии в условиях неопределенности (внешние и внутренние угрозы, их фиксация, предварительная оценка последствий, выработка механизма противостояния, снижение (предупреждение) ущерба, эффективность работы аппарата управления).
Разработка методики оценки рисков, состояния безопасности, способности органов управления своевременно реагировать на внешние и внутренние угрозы, группировка последствий и оценка влияния ущерба от рисков на эффективность управления предприятием, отбор показателей, характеризующих результативность работы предприятия и органов управления с адаптационных позиций.
Учет влияния конкурентоспособности, производственной деятельности и сферы сбыта на способность предприятия адаптироваться к внешним и внутренним условиям, факторам риска и угрозам, снижающим эффективность работы аппарата управления предприятия.
Определение размеров различных видов ресурсов, способов адаптации, нацеленных на снижение возможных негативных последствий факторов риска (материально-технических, финансовых, энергетических, кадровых, информационных ресурсов, средств защиты, финансовых затрат, необходимых для безопасности предприятия и эффективной работы органов управления предприятия).
Разработка мер по реализации концепции безопасности предприятия и внедрения адаптационного менеджмента для достижения безопасности:
- определение условий, целей, задач, функций и ожидаемых результатов;
- поиск источников ресурсного обеспечения;
- выделение финансовых средств для реализации концепции и повышения эффективности адаптационного менеджмента;
- разработка программы развития предприятия, включающей основные положения концепции безопасности, классификация угроз и факторов возможного риска, целей и задач внедрения адаптационного менеджмента на предприятии;
- контроль за эффективностью и своевременностью реализации концепции безопасности и результативностью внедрения адаптационного менеджмента.
Анализ хода и результативности реализации концепции безопасности, ликвидация последствий действия факторов риска, оценка конкретных результатов после внедрения адаптационного менеджмента (в разрезе подразделений, рабочих мест, предприятия в целом, в работе с поставщиками, с позиций борьбы с конкурентами, в рамках защиты предприятия от различных угроз и посягательств).
Среди названных шагов решения проблемы эффективности предприятия с позиций безопасности предприятия (и среды, и функционалов пользователя) наименее проработанной и дискуссионной является проблема эффективности методов управления рисками. Она связана с проблемой совместимости различных предлагаемых классификаций рисков и факторов риска, а также с проблемой моделирования процессов управления рисками.

Методы управления различными видами рисков
Следует правильно оценивать множество классификаций рисков: чем их больше, тем сложнее процесс управления рисками, а следовательно, труднее оценить эффективность этой работы.

Для каждой группы рисков используются свои методы и способы управления, а значит, эффективность управления рисками может оцениваться разными показателями или индикаторами, каждый из которых должен иметь свой предел изменения. Превышение допустимых пределов действия рисков снижает эффективность работы предприятия независимо от того, квалифицированные или менее квалифицированные кадры работают в аппаратах управления.

Пренебрежение методами адаптационного менеджмента снижает эффективность управления предприятием в целом.

Технические риски связаны со способностью предприятия и его кадров внедрять новшества, координировать работу подразделений, реализовывать новые технологии и связывать между собой различные технологические цепочки. Отсутствие координации снижает эффективность внедрения инноваций.
Производственный риск нельзя исследовать вне цепочки "внедрение – продажа". Здесь требуется полный анализ возможных рисков на всех стадиях управления производственной деятельностью.
Коммерческий риск относится не только к предприятию, но и к его поставщикам, транспортникам, сбытовым службам и клиентам, способности персонала правильно оценивать поступающую информацию в части продаж. Риски транспортировки и приемки товара также важны, как и риски подбора исполнителей заказа, оценки платежеспособности покупателей, работы с клиентами, оказания сопутствующих услуг.
Финансовый риск связан не только с отечественными, но и иностранными поставщиками, различными видами транспорта. Он немыслим без оценки тактических и стратегических последствий. При его оценке используют показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, а также кредитоспособности предприятия.
Риски хозяйственных контактов могут быть связаны с привлечением других фирм, агентов и подрядчиков. Здесь качество и эффективность управления во многом зависят от своевременности, достоверности и полноты полученной информации, а также квалификации привлекаемого персонала.
Риски предпринимательства складываются из рисков, закладываемых в процессе проектирования, вплоть до рисков от реализации деятельности предприятия. Процесс возможной невостребованности продукции – суть его оценки по всей цепочке от замысла, производства, складирования, транспортировки, реализации на рынке. Для процесса управления этим видом риска характерна гибкость и способность к быстрому реагированию. Основной сценарий деятельности управленцев должен подразумевать альтернативный вариант на случай непредвиденных рисков.
Риски неисполнения хозяйственных договоров напрямую влияют на эффективность управления предприятием, хотя ни одна классификация (широко распространенная в нашей экономической литературе) не рассматривает этот риск всерьез, что странно в условиях нестабильности экономики в нашей стране. Для снижения негативного воздействия этого риска следует наладить работу с анализом информации о потенциальных контрагентах, выявить среди них недееспособных с тем, чтобы отобрать потенциальных внешних контрагентов. Только после этого следует сделать окончательный выбор.
Итак, анализ методов, показателей и критериев, применяемых на практике приемов оценки эффективности управления предприятием, позволил выявить сферы, которые оказывают достаточно сильное влияние на этот процесс, но почти не задействованы в рекомендуемых методических рекомендациях. Из этого следует, что в ходе поиска методических подходов к учету рисков при реализации и внедрении биометрии следует обратить внимание на такие аспекты внедрения адаптивного менеджмента, как совершенствование методов анализа и оценки рисков, а также поиск направлений адаптивного управления рисками при разработке конкурентной стратегии предприятия или объекта сферы услуг. Учитывая условия неопределенности от внедрения биометрии, возможные риски от нарушения сроков ее реализации и возможного ущерба для экономической безопасности страны, предлагаем разработать стратегию ее внедрения с поэтапной оценкой результативности и эффективности.


Стратегия внедрения безопасной (эффективной) биометрии
План мероприятий по реализации стратегии может включать три этапа. Выполнение первого характеризуется необходимостью нивелирования негативного воздействия реализации биометрии в условиях неопределенности и возникающих рисков без оценки получаемого эффекта. На первом этапе должно быть осуществлено:

установление эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями для адресной мотивации населения, формирование потребности в активности у всех категорий населения;
обеспечение в рамках создаваемой Единой системы биометрии специальностей в вузах для подготовки специалистов в этой сфере на основе разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ для различных отраслей и регионов, а также методик, оценивающих эффект от их внедрения на разных этапах реализации стратегии;
создание межотраслевой и межрегиональных систем, позволяющих комплексно мониторить результативность внедрения биометрии;
формирование и проработка мер по стимулированию развития отечественных форм биометрии и их программного обеспечения, опираясь на отечественные методы защиты информации;
проведение на высоком организационном уровне крупных международных форумов, конференций с приглашением участников из стран СНГ и БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза и других международных организаций, участником которых является Российская Федерация;
обеспечение системы эффективного взаимодействия между субъектами министерств, регионов и крупных компаний, заинтересованных в реализации стратегии по биометрии;
построение эффективной структуры стратегического управления в сфере организаций управления и обмена опытом по программному обеспечению внедрения биометрии;
создание и функционирование единой цифровой платформы в сфере реализации биометрии и использования цифровых технологий;
оптимизация системы профессионального образования и кадрового обеспечения в сфере внедрения биометрии.
Данный этап был частично пройден ранее, в 2020–2024 гг., и реализуется в настоящее время. На втором этапе реализации плана, по всей видимости, должна проводиться адаптация российской системы биометрии к новым условиям функционирования, сформировавшимся под влиянием различных вызовов, связанных с экономической и геополитической обстановкой, в том числе:

проработка возможностей изменения законодательства с целью увеличения объема и числа источников бюджетного и внебюджетного финансирования;
формирование механизма реализации необходимых мер экономического стимулирования внедрения биометрии;
совершенствование инструментов системы бюджетирования деятельности субъектов, ориентированных на внедрение биометрии;
формирование программ обеспечения людей с ограниченными возможностями здоровья организационными и инфраструктурными условиями;
совершенствование методик планирования и прогнозирования для различных отраслей и регионов;
доработка законодательства в области биометрии, в том числе нормативных актов, относящихся к нацпроектам;
внедрение автоматизированных систем управления и защиты информации, используемых в системах биометрии;
создание центров компетенций цифровой трансформации.
По всей вероятности, данный этап в настоящее время реализуется менеджментом ЕБС. На третьем этапе реализации плана предполагается использование эффекта от развития и мониторинга результативности биометрии на предыдущем этапе, активное содействие повышению качества жизни, качества работы и усиление методов защиты информации в ходе создания единой системы биометрии. Таким образом, результативность биометрии должна оцениваться тремя группами показателей: безопасность, риск и защита информации.