г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Каталог оборудования

Безопасность транспортных средств

06 августа 2024
Безопасность транспортных средств Транспорт представляет собой весьма широкую категорию с точки зрения определения, включающую в себя целый технологический комплекс, состоящий как из различных типов объектов транспортной инфраструктуры, так и транспортных средств. В этой статье поговорим именно о транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров. В основном речь пойдет об общественном наземном транспорте.

Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку транспортные средства крайне уязвимы, особенно если угрозы исходят от подготовленного нарушителя.

Транспортные средства – это…
Существует немало определений для транспортных средств в зависимости от той области, в которой рассматривается это понятие. Мы же изучим вопрос обеспечения безопасности транспортных средств, а значит, будет логично обратиться к определению транспортных средств согласно Федеральному закону № 16-ФЗ "О транспортной безопасности": транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
воздушные суда авиации общего назначения;
суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности;
железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности;
транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Транспортные средства являются составной частью транспортного комплекса, куда также входят объекты и субъекты транспортной инфраструктуры.

Общественные транспортные средства глазами обывателя и пассажира – это главная возможность добраться до работы и обратно при минимуме затрат, но с определенными физическими усилиями и долей социального дискомфорта (в отличие от личного транспорта), а также с возможностью оказаться случайным участником или даже жертвой какого-либо незаконного вмешательства со стороны нарушителя.


Почему именно транспорт?
Транспортный комплекс представляет собой огромную ценность для экономики, вследствие чего вызывает интерес у нарушителей для совершения актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов).

Проблема обеспечения транспортной безопасности предполагает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз. В современном обществе очень немногие потребности жизнедеятельности людей могут быть удовлетворены без помощи транспорта. При этом одним из распространенных видов является внутригородской общественный транспорт.

В отечественной истории одним из самых трагичных событий на общественном транспорте является теракт, произошедший 21 октября 2013 г. в Волгограде. В автобусе ЛиАЗ-5256, следовавшем по маршруту № 29 в Красноармейском районе Волгограда, сработало взрывное устройство, изготовленное из двух тротиловых шашек и двух гранат, начиненных поражающими элементами – шурупами и металлической стружкой.

Мощность взрыва составила 600 г в тротиловом эквиваленте. По данным следствия, взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. По официальной информации, на месте происшествия погибли восемь человек, включая смертницу, ранения различной степени тяжести получили 37 человек, 30 из них были госпитализированы.

Данное событие заставило изменить отношение к транспортной безопасности городского общественного транспорта, обратить внимание на текущее состояние антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры.

Несмотря на значительный объем проведенных мероприятий со стороны государства и транспортных предприятий в данном направлении, выполненный анализ указывает на необходимость акцентировать внимание на существующих практических проблемах, имеющих актуальное значение при обеспечении устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

Действующие меры по защите транспорта
Защита транспортных средств уже долгое время находится под пристальным вниманием государства. В данный момент для транспортных средств предусмотрен комплекс мер, включающий в себя разработку и реализацию действий, закрепленных в паспорте обеспечения транспортной безопасности (далее – паспорт). Субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) обязаны при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств.

К обязанностям СТИ также относится оснащение транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с паспортом. К таким техническим средствам относятся: системы видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, системы оповещения и связи, системы обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток).

СТИ должны обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. При этом на разных видах транспорта есть свои особенности технологического процесса перевозок. Если на железнодорожном или воздушном транспорте на транспортном средстве присутствует другой персонал экипажа, кроме машинистов и пилотов соответственно, то на автомобильном транспорте (например, в автобусе) находится лишь один водитель, который, помимо основной функции управления транспортным средством, должен еще исполнять функции обеспечения защиты транспортного средства.

Внимание пассажиров транспортных средств стоит обратить на обязанность СТИ информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся. Неисполнение данного требования является прямым нарушением перевозчика.

Важно подчеркнуть, что СТИ (вне зависимости от вида транспорта) обязан проводить силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства осмотр транспортного средства перед его выходом на маршрут и по прибытии с маршрута в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства.

И снова обращает на себя внимание автомобильный транспорт, ведь поезда и самолеты после завершения маршрута отправляются на технологические стоянки, где осуществляются различные операции, от уборки транспорта до его осмотра. Любой пассажир может оценить самостоятельно, насколько хорошо выполняется данное требование на автомобильном транспорте, находясь на разворотных кольцах общественного транспорта (конечных остановках), куда автобусы прибывают, завершая маршрут и немедленно начиная новый.

Помимо прочего, перевозчики обязаны обеспечить силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства реагирование на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства, в том числе передачу тревожного сигнала (оповещения) с транспортного средства, осуществляющего перевозку, ответственному лицу (лицам) за обеспечение транспортной безопасности, либо в пункт управления обеспечением транспортной безопасности (при его наличии). Исполнение данного требования на практике также вызывает множество противоречий в связи с большими затратами на его реализацию.

Чего не хватает для защиты общественного транспорта?
Как мы видим из вышеприведенных норм, государством уже проделана большая работа по защите общественного транспорта. Однако было отмечено, что некоторые из требований законодательства далеки от совершенства.

Если не вдаваться в подробности "внутренней кухни" системы обеспечения безопасности, то ранее, с 2007 по 2020 г., в отношении транспортных средств реализовывались те же меры безопасности, что и применительно к объектам транспортной инфраструктуры, причем без учета специфики вида транспорта.

В эти годы многими государственными и коммерческими транспортными компаниями были проведены мероприятия по обеспечению транспортной безопасности своих транспортных средств: категорирование, оценка уязвимости, разработка плана обеспечения транспортной безопасности. Естественно, выполнение данных действий потребовало от компаний не только проведения организационных мероприятий, но и финансовых затрат.

Отвечая на вопрос, чего же не хватает в системе обеспечения безопасности общественных транспортных средств, можно говорить в первую очередь об отсутствии последовательности.

По сути, на законодательном уровне защите транспортных средств до 2020 г. не уделялось должного внимания, а все ранее принятые меры оказались экономически нецелесообразными. Поэтому логично считать точкой отсчета в формировании и реализации действенных мер по обеспечению безопасности транспортных средств именно 2020 г., так как большая часть правовых, экономических, организационных и иных мер ранее была направлена на объекты транспортной инфраструктуры.

Проблемам повышения антитеррористической безопасности в большинстве государств уделяется особое внимание, поскольку теракты не только наносят серьезный материальный ущерб – они становятся известными широкой общественности и оказывают негативное социально-политическое воздействие на население, вызывая напряженность в обществе. Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения транспорта современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов обеспечения безопасности на транспорте [1].

К сожалению, реальность такова, что реализованные теракты на подвижном составе не привели к улучшению защиты транспортных средств, а нынешняя экономическая обстановка в стране и в мире приводит к необходимости государства экономить на развитии всех направлений. Поэтому надеяться на резкое улучшение системы принимаемых мер по защите подвижного состава в ближайшее время не приходится.

Несмотря на усиление внимания к вопросам антитеррористической защищенности за последний десяток лет со стороны государства и транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, проведенный комплекс мероприятий в отношении подвижного состава носит незавершенный характер, что в конечном итоге приводит лишь к формированию частичной защиты транспортных средств и их пассажиров.