Инженерные средства обеспечения безопасности при проведении досмотра
Зачастую именно пункт досмотра является местом проведения незаконного вмешательства, поэтому особое внимание уделяется границам объекта для выявления взрывоопасных устройств и подозрительных лиц.
Общие меры безопасности
В современных условиях повышения уровня военных рисков, актов незаконного вмешательства и терактов субъекты практически всех сфер хозяйствования должны неукоснительно соблюдать требования отраслевых постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…", а субъекты транспорта – дополнительно требования транспортной безопасности. При этом ключевым фактором является антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории, что обеспечивается с помощью комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) и выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются: организация охраны, установление пропускного режима и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. В целях обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на территории объекта на его контрольно-пропускных пунктах (КПП) проводится досмотр физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей физических лиц в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение на территорию объекта (в частности, выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений). Анализ этих требований показывает, что на границе объекта, на его КПП, риск акта незаконного вмешательства и проведения теракта значительно возрастает.
Инженерные средства защиты
В среднем в день в московском метро досматривается 400 тыс. пассажиров, 200 тыс. единиц багажа и предотвращается провоз 800 опасных предметов. Однако существующая практика размещения досмотрового оборудования не обеспечивает достаточного уровня безопасности. Досмотр при одновременном формировании скоплений пассажиров создает дополнительные риски безопасности и может быть целью террористов-смертников. Международный опыт организации досмотра показывает, что это серьезная проблема. Например, в пекинском метро досмотру подвергаются 100% пассажиров.
Указанная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обеспечение безопасности. Одним из ключевых направлений успешного решения этих системных задач является интенсификация разработки и внедрения высокоэффективных досмотровых систем различного назначения. При этом мировая практика показывает, что эффективность внедрения достижений науки и техники в значительной степени зависит от их конструкторской реализации. Поэтому применительно к КПП для обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения необходимо предусматривать как комплекс мероприятий, так и специальные проектные решения по повышению их инженерной укрепленности.
Досмотровые кабины
К последним могут быть отнесены специальные досмотровые кабины. Они относятся к инженерным средствам защиты пункта досмотра и располагаются на контрольно-пропускных пунктах, на границах зоны транспортной безопасности или ее частей и дополнительно внутри самой территории. Досмотровые кабины оборудуются техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет на перемещение в зону транспортной безопасности, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры. Инженерно-техническая укрепленность путем создания физической преграды противоправным действиям нарушителя – это совокупность прочностных характеристик и свойств его конструктивных элементов, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемый объект, проведению на территории КПП акта незаконного вмешательства, делающего невозможным дальнейшее функционирование охраны объекта, и другим преступным посягательствам. Основными требованиями к инженерно-технической укрепленности КПП являются высокие задерживающие свойства и устойчивость к преодолению. Инженерно-техническая укрепленность элементов КПП объектов обеспечивается тем, что их строительные конструкции должны быть выполнены из прочного материала и иметь соответствующий класс защиты. Задача обеспечения безопасности в процессе проведения досмотра состоит в изоляции места досмотра от окружающего пространства объекта транспортной инфраструктуры. В случае подрыва пояса шахида на досматриваемом пассажире или самодельного взрывного устройства в багаже поражающие элементы и осколки должны быть задержаны ограждением досмотровой кабины. Примером последствия терактов при отсутствии инженерных средств защиты пункта досмотра служит взрыв 29 декабря 2013 г. на вокзале в Волгограде в зоне досмотра: 14 погибших и 49 раненых.
К современным конструкциям досмотровых кабин применяются жесткие требования, это обеспечение высокого качества и надежности, технологичности и невысокой стоимости, простота и скорость монтажа, недоступность для проникновения влаги и других агрессивных сред в конструкционные элементы, негорючесть и устойчивость.
Конструкции с использованием многослойного стекла и специальной защитной пленки
Одним из путей решения проблемы безопасности является использование многослойного стекла и специальной защитной пленки. Это позволяет создать ремонтопригодные конструкции с высокими прочностными характеристиками, наилучшим образом адаптирующиеся к жестким условиям эксплуатации.
Досмотровые кабины из многослойного стекла и специальной защитной пленки наиболее полно отвечают этим требованиям, а также органично могут быть вписаны в интерьер существующих вестибюлей и входных групп объектов транспортной инфраструктуры.
Такие кабины разрабатываются с целью реализации основных положений приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" и учитывают требования к антитеррористической защищенности объектов, в зависимости от уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, постановления Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта".
Конструкция досмотровых кабин из многослойного стекла и специальной защитной пленки позволяет исключать возможность наблюдения за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного и повторного досмотра. В соответствии с п. 25 приказа Минтранса России от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" досмотровые кабины из многослойного стекла и специальной защитной пленки в случае размещения на пути попадания объектов досмотра в перевозочный сектор из сектора свободного доступа, а также в любую часть зоны транспортной безопасности, с территории вне границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра. С этой целью на прозрачное стекло могут быть наклеены различные инструкции и рекламные материалы. Досмотровая кабина КПП предназначена для размещения составных частей технических средств комплекса досмотрового оборудования различного функционального назначения, она должна обеспечивать устойчивость и прочность аппаратуры в заданных условиях эксплуатации, защиту окружающей среды в случае акта незаконного вмешательства.
Типологический ряд архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений досмотровых кабин определяется в ходе проектирования и согласовывается со службами безопасности объектов.
Преимущества взрывостойкого стекла с пленочным покрытием
Досмотровая кабина КПП из взрывостойкого стекла с пленочным покрытием состоит из набора плоских элементов (панелей), на стеклянную поверхность которых наклеены полимерные пленки, и обеспечивает снижение избыточного давления на фронте воздушной ударной волны при подрыве взрывного устройства, эквивалентного массе 2 кг тринитротолуола (ТНТ).
Взрывостойкое стекло с пленочным покрытием эффективно сдерживает и подавляет ударную волну, поглощает огненный шар взрыва. Это его свойство позволяет обеспечить:
снижение до минимума разрушения, сокращение жертв;
эффективное подавление фугасного, осколочного и других разрушительных последствий взрыва;
многократное снижение амплитуды давления на фронте ударной волны;
размывание и выполаживание фронта ударной волны;
предотвращение возгорания, термических и термобарических поражений за счет подавления огненного шара;
уменьшение осколочного потока и снижение вероятности поражения;
локализацию боевых отравляющих веществ и биологических агентов при распылении (разгерметизации).
Установка взрывобезопасных стекол с защитными пленками по классу защиты SB(2)D предполагают осуществление защиты при террористических актах и тому подобных чрезвычайных ситуациях. Защитная пленка представляет из себя прочный полимерный материал, имеет внешне прозрачную структуру и устанавливается на гладкую поверхность стекла. Взрывобезопасная пленка поможет избежать травм и повреждений, полученных от порезов стеклом: осколки останутся висеть на пленке благодаря клеевому составу, обладающему высокой степенью адгезии. За счет этих свойств стекло, поврежденное от удара тяжелым предметом или брошенного камня, не разлетится на тысячи мелких осколков, что сохранит жизнь и избавит от тяжелых травм при ЧС.
Виды пленочного покрытия
Наклеенные на стеклянную поверхность ограждающих панелей КПП полимерные пленки защищают от бросаемых предметов, орудий взлома, бутылок с зажигательной смесью. Они прошли полный комплекс натурных испытаний в лабораторных условиях, на полигонах, в том числе при воздействии взрывных нагрузок и осколков ручных гранат. Защитная пленка стеклянной поверхности ограждающих панелей КПП обеспечивает удержание осколков в раме при его разрушении. Проведенные исследования и разработанные на их основе методические рекомендации позволяют обоснованно выбирать виды пленочных покрытий, с требуемыми параметрами защиты в зависимости от уровня угроз. Класс защиты SB2(D) обеспечивается многослойным взрывостойким стеклом, которое сохраняет целостность при воздействии ударной взрывной волны. В скобках после класса ударостойкости, например SB2, указывается обозначение степени разрушения стекла, в данном случае D. Это значит использование одного слоя пленочного покрытия толщиной 200 мкм (что соответствует у производителей обозначению 7 mil) и стекла толщиной не менее 4–5 мм. При этом взрывостойкость стекла с пленочным покрытием противопоставляется мощности заряда в тротиловом эквиваленте, равном 3 кг ТНТ. Специальные защитные пленки, нанесенные на стеклянную поверхность ограждающих панелей КПП, – трехслойные (толщиной 360 мкм), двухслойные (270 и 150 мкм), однослойные (210 и 120 мкм), а также пленочные покрытия на основе их комбинаций обеспечивают надежную защиту помещения вокруг КПП от террористических и криминальных проявлений при воздействии взрыва досматриваемых предметов и багажа, удара и осколков ручных гранат в процессе досмотра.
Для нейтрализации угроз с целью защиты от факторов акта незаконного вмешательства и теракта с использованием самодельного взрывного устройства мощностью 2 кг в эквиваленте ТНТ следует применять определенные виды покрытий.
Первый уровень безопасности (защитная пленка толщиной 360 мкм) обеспечивает:
взрывобезопасность остекления при взрыве внутри КПП при воздействии отраженной взрывной ударной волны от заряда ВВ массой 2 кг ТНТ (избыточное давление на фронте отраженной взрывной ударной волны – 75 кПа, удельный импульс в фазе сжатия 120 Па⋅с) без образования осколков;
ударостойкость по классу защиты Р2А (ГОСТ 32563–2013);
защиту от разлета осколков от КПП более чем на 1,5 м при подрыве гранаты РГН внутри КПП в 1,5 м от ограждающей панели. Защитная пленка толщиной 360 мкм на стекле ограждающей панели состоит из трех слоев полимерной основы толщиной по 100 мкм каждый, трех слоев прозрачного адгезива, силиконизированного удаляемого "лайнера", антиабразивного покрытия и слоя УФ-поглотителя (всего девять слоев, общая толщина не менее 360 мкм).
Второй уровень безопасности (пленка толщиной 360 и 270 мкм) обеспечивает:
взрывобезопасность остекления при взрыве заряда ВВ массой 2 кг ТНТ внутри КПП при воздействии отраженной взрывной ударной волны (избыточное давление на фронте отраженной взрывной ударной волны 210 кПа, удельный импульс в фазе сжатия 210 Па⋅с);
ударостойкость по классу защиты Р3А (ГОСТ 32563–2013);
защиту от разлета осколков снаружи от КПП более чем на 0,5 м при подрыве гранаты РГН внутри КПП в 1,5 м от ограждающей панели.
По результатам ведомственных натурных испытаний пленки и пленочные покрытия рекомендованы ФСО России, ФСБ России МВД России, МЧС России как наиболее эффективная защита остекленных поверхностей. Пленки легко наносятся на стеклянную поверхность ограждающих панелей КПП, имеют внешнее антиабразивное покрытие, защищающее от царапин при эксплуатации и обслуживании. Защитная пленка на стеклянной поверхности ограждающих панелей КПП соответствует гигиеническим нормативам и может использоваться в административных помещениях, что подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением.
Эффективная защита
Анализ применения взрывостойкого стекла с защитной пленкой позволяет сделать вывод о том, что досмотровые кабины КПП из него в случае подрыва внутри взрывного устройства в процессе досмотра обеспечивают снижение:
смертности от поражения осколками взрывных устройств и количества тяжелораненых и контуженных;
воздействия на 90% осколочного поля при подрыве как оболочковых, так и безоболочковых взрывных устройств мощностью до 2 кг ТНТ;
воздействия взрывной волны и динамических травм до 50%
В условиях резкого повышения уровня угроз проведения терактов необходимо расширение мер по инженерно-технической укрепленности досмотровой зоны с помощью дополнительной установки на входе-выходе из досмотровой кабины КПП вандалозащищенных калиток системы СКУД (как на стадионах) или дверей из взрывостойкого стекла с защитной пленкой с возможностью их блокировки по команде с поста охраны в случае обнаружения подозрительных предметов у досматриваемого лица. Это позволит обезопасить как самих охранников, так и окружающих людей от злоумышленника, заблокировать подозрительное лицо до прибытия наряда полиции. Взрывостойкое стекло с защитной пленкой должно применяться и для локализации рабочих постов охранников в учебных заведениях, объектах здравоохранения и т.п., то есть везде, где в вестибюлях зданий предусмотрено создание постов охраны в соответствии с постановлениями Правительства "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…", направленными на обеспечение защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.