Внедрение искусственного интеллекта в промышленности
Основной информационной системой для эффективного цифрового взаимодействия государства с промышленными предприятиями является государственная информационная система промышленности (ГИСП), включающая в себя множество различных сервисов. ГИСП – это основной инструмент для предоставления мер государственной поддержки в сфере промышленности.
Начиная с 2022 г. ведутся работы по реализации различных решений с использованием технологий искусственного интеллекта в ГИСП, такие как подбор аналогов промышленной продукции с использованием ИИ, интеллектуальная господдержка, чат-бот и распознавание текста, оценка использования технологий ИИ на промышленных предприятиях.
Цифровой паспорт промышленного предприятия
Одним из сервисов ГИСП является "Цифровой паспорт промышленного предприятия", который позволяет оценить уровень цифровой зрелости, включая использование технологий ИИ на промышленных предприятиях.
С помощью цифрового паспорта можно ознакомиться с отраслевыми показателями цифровой трансформации, проанализировать эффективность реализуемых мер государственной поддержки, направленных на внедрение инновационных технических решений на предприятиях промышленности, а также оценить объем используемых отечественных ИТ-решений.
В 2024 г. ведется доработка сервиса "Цифровой паспорт промышленного предприятия" в части актуализации методики оценки использования технологий ИИ на предприятиях посредством проведения опроса о видах используемых технологий, затрагиваемых процессах, а также эффектов от использования решений с применением технологий машинного обучения. На сегодняшний день комплексную оценку уровня цифровой зрелости, включая оценку используемых ИИ-технологий, в рамках пилотной апробации нового блока вопросов по технологиям ИИ прошли 1 050 предприятий.
Поддержка промышленности в цифровом формате
Одним из достижений Минпромторга России является то, что большинство процедур получения мер господдержки промышленными предприятиями переведены в цифровой формат.
Теперь у предприятий уходит гораздо меньше времени на заполнение документов, их передачу и корректировку. За 2023 г. на площадке ГИСП в цифровой формат переведено более 70 мер государственной поддержки. Вместе с тем на площадке ГИСП реализован сервис по автоматизации предоставления меры поддержки в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 109 с применением проактивной модели предоставления поддержки. В рамках данной меры поддержки мы также провели апробацию эффективности использования технологий искусственного интеллекта при принятии решения о предоставлении государственной поддержки параллельно с экспертной оценкой проектов.
Определение цифровой зрелости предприятия
Для сбора информации была разработана сервис-расширенная анкета по цифровой зрелости. Она оценивает более 25 основных и более 40 вспомогательных бизнес-процессов, где может быть применен искусственный интеллект и иные современные технологии. Отдельным блоком выделен раздел по ИИ. Оказалось, что 15% опрошенных предприятий так или иначе внутри своей деятельности используют технологии ИИ.
Искусственный интеллект может применяться как в производственной линии (например, при контроле качества производства продукции), так и на административном уровне (например, в документообороте). Совокупность использования искусственного интеллекта в основных и вспомогательных бизнес-процессах позволяет промышленному предприятию добиться существенного роста экономических показателей. Так, система видеоаналитики, направленная на повышение качества выпускаемой продукции, в среднем по металлургии увеличивает выручку на 3% в год.
Каталог промышленной продукции
Этот сервис позволяет понять, кто, что, где и сколько производит на территории Российской Федерации, – это важно как для других промышленных предприятий для выстраивания кооперации, так и для органов государственной власти, которые в своей деятельности при проведении закупочных процедур обязаны пройти проверку на поиск российских аналогов.
Каталог промышленной продукции в текущем состоянии содержит в себе ИИ-технологию, разработанную совместно с коллегами из университета Иннополис (Татарстан), которая позволяет получать более релевантную выборку аналогов, работать с формами запроса, с инференсами и тем самым повышает приоритет российских производителей продукции при осуществлении государственных закупок.
Поддержка проектов
Приоритетным направлением по искусственному интеллекту является разработка технологических решений, это программное обеспечение и, соответственно, разработка отечественных программно-аппаратных комплексов.
Поддержка компаний в рамках постановления Правительства РФ № 529 как раз направлена на разработку промышленного программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта.
На конец 2023 г. 96 проектов получили поддержку, 26 из них уже сейчас содержат технологию ИИ. Среди них системы автоматического проектирования, системы видеоаналитики и т.д. Не все эти проекты завершены, многие находятся в стадии разработки, но они непременно попадут на рынок. Для того чтобы отслеживать новые решения с применением ИИ, рекомендую изучать те решения, которые попадают в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, ведение которого курирует Минцифры России.
Государственная информационная система промышленности
Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта
В 2023 г. проведена реорганизация подведомственного Минпромторгу России ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" во ФГАУ "Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта". Это экспертно-аналитический центр компетенции, сопровождающий деятельность Минпромторга России и предприятий промышленности в области внедрения решений с применением ИИ и поддержки высокотехнологичной трансформации российской промышленности.
Центр максимально открыто делится разработками и результатами своей деятельности – это реестр лучших решений, рекомендательный реестр с выбором по методикам оценки решений, методикам оценки предприятий по готовности к внедрению решений и др.
В рамках выполнения государственного задания в 2023 г. были проведены мероприятия, по результатам которых:
разработана методология оценки эффективности ИИ-решений;
осуществлены работы по развертыванию и настройке платформы для построения моделей машинного обучения;
осуществлены работы по апробации системы корпоративного поиска Минпромторга России, по результатам которых принято решение реализовывать информационно-техническое взаимодействие системы с внешними информационными системами и порталами;
разработан модуль информационной системы для оценки перспективных конкурентоспособных ИИ-решений для обеспечения субъектов деятельности в сфере промышленности аналитической информацией, дата-сетами, государственными данными для обучения создаваемых ими продуктов с применением технологий ИИ;
разработана дорожная карта создания платформы промышленных данных;
подготовлены предложения для формирования проекта Перспективной программы стандартизации внедрения и использования технологий ИИ в промышленности на 2025– 2030 гг.;
заключены договоры, подписаны регламенты подключения к Центру коллективного пользования (ЦКП) Минпромторга России "Межведомственная платформа моделирования и применения технологий искусственного интеллекта" более 10 заинтересованных организаций.
ЦКП уделяется особое внимание, так как данная инфраструктура не только обеспечивает доступ к верифицированным данным и вычислительным ресурсам государственным и коммерческим организациям, но и обеспечивает предоставление доступа к специализированному программному обеспечению и прикладным сервисам для решения задач на базе ИИ, а также к специализированным библиотекам проверенных ML-моделей и алгоритмов ИИ.
Центр коллективного пользования обладает вычислительными мощностями, на которых можно обучать решения с применением технологий искусственного интеллекта, апробировать решения, проверять гипотезы. Любое предприятие может обратиться в центр и получить возможность использования этих вычислительных мощностей в соответствии с графиком.
В 2024 г. в центре появится программное обеспечение для работы с технологиями ИИ. Предприятия смогут бесплатно пользоваться им для обогащения дата-сетов, стресс-тестирования и т.д.
Платформа промышленных данных
Регуляторика промышленных данных
Искусственный интеллект – это очередной этап деятельности в цифровой среде.
С 2023 г. Минпромторгом России активно ведется работа по формированию концепции федерального закона "О промышленных данных в Российской Федерации". Именно в регуляторике промышленных данных мы видим ключевую цель работы с технологиями искусственного интеллекта для промышленности.
Первая попытка регулирования уже была предпринята в 2019– 2020 гг., но тогда и технологически, и идеологически отсутствовала готовность к определению рамок понятия "промышленные данные". Сейчас, понимая, что искусственный интеллект работает исключительно на данных, на которых он обучен, этот вопрос стал одним из ключевых в деятельности Минпромторга России.
Важно не только определить, что такое промышленные данные, то, как они обрабатываются, хранятся и уничтожаются, но и кто отвечает за хранение этих данных. Сейчас промышленные данные относятся к общему понятию "данные" и не выделяются в отдельную категорию. Мы готовим проект нормативно-правых актов, федеральных законов, которые смогут дать нужные определения. Уже выбраны 11 категорий промышленных данных. впереди – экспертные и публичные обсуждения.
Планы развития
В рамках реализации федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика РФ" продолжается реализация отобранных в период 2019–2023 гг. 112 проектов разработки российских цифровых платформ и программных продуктов, из которых 26 направлены на развитие технологий ИИ.
В 2024 г. мы ведем активную работу по сбору предложений для подготовки законопроекта "О промышленных данных в Российской Федерации". Регулирование в этой области, с нашей точки зрения, должно быть стимулирующим, открывающим новые рынки разработчикам и новое качество работы для предприятий, внедряющих решения на основе больших данных.
Считаем важным классифицировать промышленные данные по принадлежности, так как для каждого из классов должна появиться соответствующая нормативно-правовая и техническая база. Стоит также разделять государственные и коммерческие промышленные данные.
Помимо владельцев промышленных данных, должны быть определены все необходимые для оборота промышленных данных участники, критерии их отбора и предъявляемые к ним требования.
С целью формирования системного подхода в этой сфере Минпромторгом России организована рабочая группа по созданию правовых основ и принципов регулирования правоотношений, связанных с процессами управления промышленными данными в Российской Федерации.