Инновации в энергетике: как цифровизация меняет городское хозяйство
14 июня в Перми в рамках V международного форума по развитию и цифровой трансформации городов "Умный город" состоялось пленарное заседание "Умный город – строим вместе", на котором представители власти и бизнеса обсудили проблемы и задачи внедрения умных технологий в жилищно-коммунальное хозяйство.
Одним из экспертов и докладчиков форума стал заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев, поделившийся информацией о внедрении инновационных технологий в энергетике.
Цифровизация позволяет решить ряд задач, связанных с развитием топливного-энергетического комплекса России. Маховик технологий вращается с огромной скоростью, ведя за собой постоянный поиск дополнительных эффектов от внедрения тех или иных инновационных решений.
Интеллектуальные системы учета
До 2020 г. потребитель отвечал за своевременную замену электросчетчика. К сожалению, эта ситуация приводила к достаточно низким темпам замены старых счетчиков на интеллектуальные приборы учета, не позволяя сетевым компаниям быстро использовать данные, которые поступали с приборов учета для того, чтобы искать уже упомянутые дополнительные эффекты.
Благодаря ФЗ-522 обязанность заменять счетчики перешла на электросетевые компании. Данный закон также закрепил понятие "интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)".
Эффективность законодательных изменений подтвердилась как цифрами, так и появлением новых привычек у граждан.
Потребность российских хозяйств в новых приборах учета до 2030 г. оценивается в 87 млн точек. Это привело к тому, что за четыре года количество производителей приборов учета возросло с пяти-шести до 40 компаний.
На данный момент времени наши компании заменили порядка 9 млн приборов учета, что является высоким показателем даже для такой большой страны, как Россия.
Установка ИСУ позволяет развивать личные кабинеты, быстрее взаимодействовать с потребителями. Потребителям не приходится снимать показания и никуда не нужно ходить, оплата также проходит через личный кабинет.
Министерство активно взаимодействует с управляющими компаниями. В 22% управляющих компаний уже в достаточно зрелой форме внедрены мобильные приложения и цифровые сервисы для потребителей. Около 49% управляющих компаний при взаимодействии с энергетиками реализуют интеллектуальные системы учета.
Проблемы внедрения ИСУ
Огромная территория нашей страны выводит проблему доставки информации на первый план. Даже если мы имеем некое устройство, которое получает информацию, то как ее доставить? Для этого нужны каналы связи. Это проблема не только энергетики, с ней сталкиваются предприятия жилищно-коммунального хозяйства в стремлении к цифровизации своих процессов.
Цифровая заявка на подключение электроэнергии
Министерство энергетики совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства активно взаимодействуют в части передачи информации и построения единых цифровых платформ. Благодаря этому уже реализована возможность подачи заявки на подключение электроэнергии через ЕПГУ. Раньше для этого было необходимо обращаться в энергосетевые компании.
За полтора года заявку на подключение электроэнергии через ЕПГУ подали порядка 50 тыс. человек (всего в год подается около 500 тыс. заявок). Подобная возможность электронной заявки на газификацию демонстрирует даже лучшие цифры (около 100 тыс. за тот же период).
Интеллектуальные системы учета энергии, а также цифровые платформы для взаимодействия потребителей, управляющих компаний и сетевых организаций – важный шаг к достижению результатов проекта Минстроя России по цифровизации городского хозяйства "Умный город".