Пожар в многоквартирных жилых домах может привести к серьезным человеческим жертвам и материальным потерям. Минимизировать риски в случае пожара позволяет исправная система пожарной сигнализации, работоспособность которой во многом зависит от своевременно
Актуальные требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации регламентируются ГОСТ Р 59638–2021. С организационно-технической точки зрения можно выделить два вида обслуживания:
Регламентное техническое обслуживание.
Техническое обслуживание по заявкам: устранение неисправностей и ложных срабатываний.
Регламентное техническое обслуживание
Регламент работ и график их проведения разрабатывает и утверждает руководитель объекта (ответственный за обеспечение пожарной безопасности объекта) с привлечением обслуживающей организации.
В отличие от других типов объектов, в жилых комплексах у обслуживающей компании есть свободный доступ только к оборудованию, установленному в коридорах и общедомовых помещениях. После сдачи дома доступ в квартиру можно получить только с согласия собственников, что является проблематичным. Наиболее эффективным будет такое техническое решение по обеспечению пожарной безопасности, которое минимизирует необходимость доступа в квартиры для проведения регламентных работ.
Снятие, установка и очистка извещателей
Периодическая очистка точечных дымовых извещателей является обязательной процедурой большинства производителей. Помимо стандартных трудозатрат на выполнение работ, накладывается вопрос получения доступа к извещателям, установленным в прихожих квартир. Если после оформленного запроса доступ получить не удается, обслуживающая компания может составить соответствующий акт и снять с себя ответственность, но это также требует ресурсов компании.
Более оптимальным является решение, когда на объекте используются беспроводные адресно-аналоговые извещатели, которые могут контролировать уровень запыленности и передавать на приемно-контрольный прибор информацию о необходимости очистки извещателя. В этом случае вместо очистки сотен извещателей и необходимости доступа во все квартиры требуется проверить состояние запыленности и выполнить работы только для некоторых устройств.
Обслуживание оповещателей
Для оповещения жильцов о пожаре многие проекты предусматривают установку неадресных оповещателей в прихожих квартир. Нарушение целостности проводной линии связи с оповещателем может привести к нарушению работы всей зоны оповещения. Поэтому целесообразно применять беспроводные адресные извещатели со встроенным оповещателем. Радиоканальный извещатель/оповещатель может также выполнять функцию автономного извещателя, так как имеет встроенные элементы питания и при необходимости может работать независимо от прибора приемно-контрольного пожарного.
Техническое обслуживание по заявкам
Согласно ГОСТ Р 59638, обслуживающая организация должна осуществлять круглосуточный прием заявок о неисправностях и ложных срабатываниях систем пожарной сигнализации (СПС). Устранение неисправностей должно осуществляться обслуживающей организацией за время не более 24 ч. Допускается время устранения неисправности увеличивать до 72 ч., если наличие единичной неисправности не оказывает влияние на работоспособность СПС.
Прозрачность обслуживания радиосистем
В отличие от большинства других типов объектов, в многоквартирных жилых комплексах большое количество неисправностей в системе возникает уже после проведения пусконаладочных работ и сдачи объекта в эксплуатацию. Это связано чаще всего с повреждением линий связи при проведении ремонта в квартирах. Для устранения неисправности требуется выезд специалиста обслуживающей компании и согласование с собственником квартиры проведения работ.
В проводных системах для диагностики неисправности требуется вскрытие кабельных трасс, прозвон линий. Если нет доступа к кабелям, возможно придется перепрокладывать целые участки кабельных линий.
Использование беспроводных извещателей позволяет исключить проблему нарушения кабельной линии связи. Даже если во время ремонта потребовалось снять с потолка монтажную базу, установить ее и извещатель на место можно своими силами. Отсутствие проводов обеспечивает прозрачность обслуживания, все устройства находятся на виду, нет скрытых повреждений.
Ложные срабатывания
ГОСТ Р 59638 регламентирует жесткие ограничения на допустимое количество ложных срабатываний систем пожарной сигнализации в год. Если частоту ложных срабатываний не удается снизить в течение года, то отдельные извещатели или полностью вся система подлежат замене, а это существенные расходы.
Наиболее частая причина ложных срабатываний – это электромагнитные наводки. Вопреки распространенному мнению, радиоканальные системы намного менее восприимчивы к воздействию электромагнитных наводок, чем проводные. Дело в том, что кабельные линии в проводных системах при отсутствии экранирования становятся антеннами для электромагнитных наводок, и возникающее напряжение в проводниках может привести к ложным срабатываниям.
Облачный сервис
Определяющим фактором быстрого эффективного устранения неисправности является получение с объекта информации о состоянии системы с минимальной задержкой.
Получить такую информацию в ручном режиме по звонку диспетчера с объекта практически невозможно. Заявка поступит с задержкой, а выяснять детали неисправности придется уже на месте после выезда специалиста.
Для обслуживания систем противопожарной защиты в многоквартирных жилых домах незаменимым решением является облачный сервис, который позволяет из любой точки мира, имея доступ в интернет, производить управление и мониторинг систем через веб-клиент, мобильное приложение и программное обеспечение.
Через облако вы контролируете уровни связи, запыленность, задымленность, температуру, события в системе. При возникновении неисправности инженер заранее знает подробности события, имеет возможность взять необходимый инструмент и спланировать работу.
Облачный сервис позволяет организовать автоматизированную систему технического обслуживания, повысить скорость реагирования на неисправности и снизить затраты.
Стоимость обслуживания
Немаловажным фактором для оценки эффективности технического решения по обеспечению пожарной безопасности является стоимость обслуживания системы. Приведем таблицу с указанием требуемого количества часов на работы по регламентному обслуживанию проводных и радиоканальных систем пожарной сигнализации в жилом комплексе на 80 квартир с расчетом ежемесячной стоимости данных работ.
Как можно увидеть из таблицы, использование радиоканальных систем пожарной сигнализации позволяет в 2,5 раза снизить затраты на регламентное техобслуживание за счет отсутствия кабельных линий и возможности удаленного мониторинга каждого извещателя через облачный сервис.
Замена батареек
С учетом вышесказанного скептики могут утверждать, что, несмотря на все преимущества радиоканальных систем и низкую стоимость обслуживания, у них есть и слабое место – частая замена батареек, что ведет к увеличению затрат. Но это распространенный миф, так как современные радиосистемы работают от одного комплекта батарей 10 лет, то есть на протяжении всего срока эксплуатации.
Выводы
Регулярное техническое обслуживание систем пожарной сигнализации – это обязанность обслуживающей организации и залог надежной работы оборудования.
С учетом специфики эксплуатации оборудования в жилых домах современные радиоканальные системы имеют ряд преимуществ перед существующими проводными решениями:
Облачные сервисы позволяют осуществлять удаленный технический мониторинг и быстро устранять неисправности в случае возникновения.
Все устройства на виду. Нет риска повреждения линии связи при проведении ремонта квартиры.
Не требуется регулярная очистка дымовых извещателей.
Извещатели со встроенным оповещателем, выполняющие функции автоматического и автономного извещателя, обеспечивают высокую надежность и позволяют уменьшить общее количество устройств.
Риск ложных срабатываний минимален.
Стоимость обслуживания ниже.