г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Каталог оборудования

Создание безбарьерной зоны безопасности железнодорожных вокзальных комплексов в целях развития ритейла и других коммерческих услуг

24 января 2025
Создание безбарьерной зоны безопасности железнодорожных вокзальных комплексов в целях развития ритейла и других коммерческих услуг В условиях нарастания террористических угроз объектам критической инфраструктуры нашей страны, безусловно, оправданно ужесточение мер безопасности железнодорожных вокзальных комплексов, усиление контроля и досмотра, ограничивающих свободный доступ на них. С другой стороны, собственники названных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ)1 в значительной степени заинтересованы в развитии ритейла и других коммерческих услуг в зданиях вокзальных комплексов, повышении их инвестиционной привлекательности, привлечении бо́льшего количества клиентов. Мы попытались найти баланс между существующими ограничениями и потребностью субъектов ОТИ повысить прибыль и масштабировать бизнес за счет ритейла и других коммерческих услуг на вокзалах и вокзальных комплексах.
В настоящее время на большинстве железнодорожных (далее – ж/д) вокзальных комплексах Российской Федерации для их защиты от актов незаконного вмешательства в соответствии с действующим законодательством и специальными регламентами (правилами) применяются технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТБ), включающие в себя специальное досмотровое оборудование.

В силу архитектурных особенностей зданий ж/д вокзалов, специфики организации зон ТБ, наличия на границе сектора свободного доступа2 контрольно-пропускных пунктов (КПП) и постов с громоздким досмотровым оборудованием3 значительно снижается их пропускная способность. В результате этого перед КПП и постами часто образуются скопления людей, которые являются серьезным неудобством, несут угрозу безопасности, способствуют возникновению конфликтных ситуаций, вызывают обоснованные нарекания граждан.

Вместе с тем субъекты ОТИ заинтересованы в развитии ритейла и других коммерческих услуг в зданиях ж/д вокзальных комплексов, повышении их инвестиционной привлекательности.

Ограничение доступа и свободного перемещения на территории ж/д вокзальных комплексов приводит к сокращению числа желающих их посещать. Это, в свою очередь, негативным образом сказывается на заинтересованности представителей бизнеса инвестировать в развитие коммерции на ОТИ.

Нам представляется, что назрела потребность разрешения ситуации, связанной с существующими ограничениями ТБ ОТИ и желанием заинтересованных сторон развивать ритейл и другие коммерческие услуги на ж/д вокзальных комплексах.


Безопасность ж/д вокзальных комплексов
Железнодорожные вокзальные комплексы являются объектами с массовым пребыванием людей. Они не могут существовать без надежной защиты. наравне с природными и техногенными угрозами для них актуальны как внешние, так и внутренние антропогенные угрозы, в том числе акты незаконного вмешательства.

Большие силы и средства ежегодно тратятся в России на обеспечение ТБ ОТИ, поддержание безопасности на должном уровне. Но, несмотря на эти меры, уязвимости ОТИ все же существуют. Так, например, существует возможность неконтролируемого доступа в "чистые" зоны ж/д вокзалов на прибывающих поездах с платформ и станций, на которых в принципе не предусмотрен досмотр пассажиров. На некоторых вокзалах осуществляется неконтролируемое пересечение потоков досмотренных и не прошедших процедуры досмотра пассажиров. Из секторов свободного доступа в отдельных случаях имеется возможность попасть без досмотра в перевозочный и технологический сектора. Организация громоздких барьеров безопасности на входах в ж/д вокзальные комплексы не всегда означает проведение на них тщательных досмотров входящих людей. Часто операции досмотра формальны и малоэффективны, например в часы пик.

При существующем уровне уязвимости перевозочного и технологического секторов ОТИ к ряду мер, ограничивающих доступ в сектор свободного доступа зоны ТБ ОТИ, имеются вопросы в отношении их эффективности и целесообразности.

По нашему мнению, необходимо усилить контроль и досмотр физических лиц при переходе из сектора свободного доступа в перевозочный и технологический сектора зоны ТБ ОТИ, а также провести мероприятия, направленные на упорядочение потоков пассажиров, исключение слияния пассажиропотоков "чистых" зон (секторов) ОТИ и сектора свободного доступа. При этом целесообразно проработать вопросы возможного трансформирования контрольно-досмотровых пунктов на входах в ж/д вокзальные комплексы с целью повышения их пропускной способности, обеспечения свободного доступа людей в коммерческие зоны ОТИ при соблюдении необходимого уровня ТБ.

Представляется необходимым принять организационно-технические меры к усилению ТБ на промежуточных платформах и станциях, а также непосредственно на самих транспортных средствах – пассажирском подвижном составе.

Зарубежный опыт
За рубежом к организации безопасности на ОТИ относятся более гибко, чем в России. В большинстве стран мира субъекты ОТИ неохотно идут на ограничение доступа людей на территорию ж/д вокзальных комплексов. Они заинтересованы в получении наибольших прибылей от ОТИ, а следовательно, в привлечении на ОТИ бо́льшего количества арендаторов площадей под развитие ритейла и иных коммерческих услуг и, соответственно, бо́льшего количества клиентов – потребителей этих услуг. Конечно, субъекты ОТИ понимают, что развитие ритейла и других коммерческих услуг на ОТИ не должно происходить в ущерб ТБ, но торговля приносит прибыль, а безопасность – затраты. Найти "золотую середину" – задача каждого субъекта ОТИ.

В европейских странах и США практикуется свободный доступ на территорию павильонов ж/д вокзальных комплексов, в частности в кассовые залы, залы ожидания, помещения камер хранения, торговые галереи, рестораны, кафе, бары и т.д. При этом с помощью специальных технических средств и систем безопасности контролируется свободное перемещение людей на прилегающей территории ж/д вокзальных комплексов и внутри вокзалов, выходы пассажиров на перрон к поездам дальнего следования и пригородным электропоездам. Реализуются также и организационные меры обеспечения ТБ.

Повышение эффективности ТБ достигается за счет строгого разделения потоков отправляющихся и прибывающих пассажиров, пассажиров поездов пригородного и дальнего следования, распределения их по разным уровням зданий и сооружений ж/д вокзалов.

Современные многоуровневые сооружения ж/д вокзальных комплексов с большими площадями павильонов и открытыми галереями имеют неоспоримое преимущество для развития ритейла, других коммерческих услуг при одновременном соблюдении необходимых мер ТБ, в сравнении с историческими зданиями вокзалов, имеющими серьезные ограничения по площадям.

Новый подход к развитию организационно-технического обеспечения ТБ
В настоящее время имеется потребность в новых технических решениях, кардинально меняющих устоявшиеся подходы к обеспечению ТБ, принимающих во внимание задачи развития ритейла и других коммерческих услуг на ОТИ.

В организационно-техническом аспекте процесс контроля должен становиться более удаленным от физических лиц. Возможно, функционально он должен быть разнесен по разным зонам, растянут по месту и во времени.
Требуются уже не просто отдельные досмотровые помещения, а досмотровые коридоры, ведущие в "чистые" сектора зоны ТБ. Необходимы и отдельные (изолированные) помещения для локализации угроз безопасности. безопасность в секторе свободного доступа зоны ТБ должна стать невидимой для пассажиров и посетителей, умело встроенной в элементы конструкций зданий и сооружений, малые архитектурные формы, предметы вещной обстановки.

Инвестиции в новые технологии контроля (досмотра) должны обязательно учитывать существующие ограничения помещений вокзалов по площадям и предусматривать оптимизацию регламентов контроля с целью повышения комфорта людей, обеспечения высокой пропускной способности досмотровых коридоров.

Желательно, чтобы досмотровые коридоры были основаны на комбинации высокоэффективных технологий безопасности, например сочетали в себе:

радиационный мониторинг (обнаружение источников гамма- и нейтронного излучения у физических лиц, в носимых вещах, багаже);
радиочастотное сканирование (оперативное выявление скрытых на теле и (или) в одежде человека огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.д.);
металлодетекцию (обнаружение скрытых металлических предметов повышенной опасности);
спектрометрию ионной подвижности (обнаружение и распознавание взрывчатых, наркотических, отравляющих веществ, АХОВ4 в сверхмалых концентрациях (следах);
рамановскую спектрометрию (выявление и распознавание опасных химических и биологических агентов, взрывчатых веществ) и т.д.
Необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечить возможность прохода досмотрового коридора людьми в верхней одежде с носимыми вещами.

На основе разработки специальных мероприятий и подходов к снижению риска причинения вреда до уровня его приемлемого значения и поддержания этого уровня в течение периода эксплуатации ОТИ, а также на основе анализа функционала инновационных средств (систем) безопасности возможно разработать оптимальные решения, которые повысят пропускную способность объектов, обеспечат максимальный комфорт для пассажиров, повысят коммерческую привлекательность ж/д вокзальных комплексов при соблюдении необходимых требований ТБ ОТИ.

Применение в составе ТБ ОТИ инновационных досмотровых средств и систем не противоречит требованиям п. 7 ст. 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Их внедрение будет способствовать объективизации результатов контрольно-досмотровых операций, позволит избавиться от формального подхода к досмотру, минимизировать или в принципе исключить человеческий фактор.


Влияние объемно-планировочных решений на безопасность
Обеспечить комплексную защиту объекта только лишь за счет использования специальных технических средств безопасности невозможно. Для этого необходимо задействовать все возможные средства и методы.

Объемно-планировочные решения ОТИ являются первоосновой, изначально противодействующей криминальным проявлениям и актам незаконного вмешательства в их функционирование. Они должны глубоко прорабатываться на этапе проектирования и в обязательном порядке учитывать требования ТБ. Кроме этого, они должны учитывать наиболее оптимальные (с точки зрения обеспечения безопасности) характеристики проектируемых объектов: форму участка территории, геометрию границ участка ОТИ, объемно-планировочные параметры, компоновку и локализацию входных групп, функциональное зонирование с различными уровнями доступа пассажиров и посетителей ОТИ, пешеходный коммуникационный каркас, внешний антикриминальный облик зданий (сооружений).

При делении пространства ж/д вокзальных комплексов на сектора зоны ТБ с различным уровнем доступа, находящиеся под общим контролем и соответствующей защитой, наиболее чувствительные к криминальным проявлениям сектора зоны ТБ и критические элементы инфраструктуры ОТИ требуют особых мер безопасности. Задача фокусируется на том, чтобы предупредить незаконное вмешательство в деятельность ОТИ, подавить психоволевую устойчивость злоумышленников, расстроить их преступные замыслы, в том числе за счет специфического влияния объемно-планировочных элементов объектов.

Распоряжение ОАО "РЖД" № 1945р от 22.09.2016 г. "Об утверждении Единых требований к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО РЖД" и ГОСТ 33942–2016 "Услуги на железнодорожном транспорте. Термины и определения" закладывают существенные возможности развития функционала ж/д вокзальных комплексов и потенциала их использования пассажирами и другими клиентскими группами.

Следует особо отметить в названном выше документе выделение в перечне функций ОТИ такой характеристики, как "индивидуальность", – это уникальный подход к развитию объектов, обладающих инвестиционным потенциалом, архитектурными, градостроительными и технологическими возможностями.
Глубокая проработка объемно-планировочных решений помогает повысить скорость перемещения разных категорий людей на ОТИ, комфорт их времяпрепровождения, минимизировать количество конфликтных пересечений потоков и, как следствие, увеличить вместимость и пропускную способность ОТИ, повысить их инвестиционную привлекательность.

Предложения по совершенствованию ТБ с учетом потребности развития ритейла на ОТИ
В настоящее время в аспекте развития ритейла и других коммерческих услуг на ж/д вокзальных комплексах России предлагаются решения по оптимизации организации доступа в определенные сектора зоны ТБ, повышению эффективности применения технических средств обеспечения ТБ, упорядочению потоков людей на ОТИ (пассажиров, посетителей, персонала и т.д.).

Представляется целесообразным:

трансформировать существующие контрольно-досмотровые операции на входах в сектор свободного доступа зоны ТБ ОТИ за счет замены традиционных громоздких средств (систем) досмотра входящих людей, а также их багажа, ручной клади и личных вещей на инновационные комбинированные системы дистанционного контроля (досмотра) в интеграции с интеллектуальными видеоаналитическими системами и средствами оценки психоэмоционального состояния физических лиц;
КПП и посты зоны ТБ ОТИ максимально приблизить к транспортным средствам (ТС) – железнодорожному подвижному составу;
разработать решение, направленное на совершенствование ТБ ТС, предусматривающее оснащение пассажирского подвижного состава системами внутреннего объектового видеонаблюдения и средствами внешнего охранного телевидения (тепловидения) с интеллектуальной видеоаналитикой, носимыми (ручными) досмотровыми средствами (детекторами, сканерами и т.п.), а также локализаторами веществ, материалов и изделий повышенной опасности для оперативного выявления, распознавания и локализации угроз безопасности;
переработать регламенты контроля (досмотра) в соответствии с предлагаемыми решениями по ТБ ОТИ;
разработать комплекс решений по упорядочению потоков пассажиров и других категорий физических лиц на ОТИ.
Заключение
Таким образом, в настоящее время необходимы новые решения, кардинально меняющие устоявшиеся схемы и регламенты контроля (досмотра) на ж/д вокзальных комплексах нашей страны.

На основе функционала современных средств (систем) специальных технологий безопасности можно разработать для каждого ж/д вокзального комплекса оптимальное решение, которое повысит пропускную способность, обеспечит максимальный комфорт пассажирам и посетителям, позволит значительно развить коммерческую привлекательность ж/д вокзальных комплексов при соблюдении требований ТБ ОТИ.

1  Субъекты транспортной инфраструктуры.

2 Сектор свободного доступа – это часть вокзала, куда можно пройти без специальных пропусков и удостоверений личности. В этом секторе находятся помещения вокзала, технические комнаты, а также зоны для питания и отдыха пассажиров, он отделен от железнодорожных путей и не имеет прямого выхода на платформы. Проход в сектор свободного доступа осуществляется через контрольно-пропускные пункты.

3 Стационарные и (или) переносные (портативные) технические средства и системы, обеспечивающие обнаружение предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.

4 Аварийно химически опасные вещества.