Защита музейных экспонатов. Роль современных охранных систем и дежурного персонала
Назовите основные проблемы охраны музейных ценностей. Какие из них наиболее актуальны?
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Заметная часть музеев и культовых сооружений (соборов, церквей, храмов), в которых могут располагаться ценности, подлежащие охране, сами по себе относятся к объектам культурного наследия (ОКН). Проведение работ, связанных с монтажом кабельных линий и оборудования, в таких зданиях связано с большими организационными трудностями, доходящими иногда до необходимости проведения последующей реставрации.
Кроме того, вопрос защиты учреждений культуры, находящихся в зданиях – памятниках истории и культуры, регламентируется приказом Минкультуры
России от 8 ноября 2000 г. № 664. Приказ допускает применение малогабаритных охранных извещателей, при этом их установка не должна приводить к порче интерьеров и зданий в целом. Он также предписывает оборудовать места размещения ценностей с общим доступом (экспозиционные залы и т.п.) несколькими рубежами охраны: защитой периметров помещений, внутренних объемов, а также витрин и непосредственно экспонатов.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Главная проблема охраны музейных ценностей заключается в том, что доступ к ним должен быть максимально удобен для посетителей музеев. Очень просто собрать все картины, скульптуры, гобелены и т.д. в комнату в подвале за железной дверью с огромным замком. Но в чем тогда смысл? Все желающие должны иметь возможность увидеть произведения искусства, причем сделать это с расстояния, на котором можно увидеть уникальную технику, понять смысл, получить эстетическое удовольствие. Отсюда, кстати, происходит другая проблема – технические средства охраны не должны уродовать ни зал, в котором экспонируются художественные ценности, ни их самих. Все должно быть красиво.
Какая архитектура системы сигнализации должна применяться в музеях?
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Наиболее подходящими для музеев можно назвать радиоканальные системы сигнализации. За счет практически полного отсутствия проводных линий связи с извещателями их применение позволяет минимизировать описанные выше сложности, связанные с сохранением интерьеров.
Кроме того, радиоканальные системы будут полезны и в новых выставочных пространствах, благодаря значительно меньшему времени, необходимому на монтаж системы. Это важно при частых сменах экспозиций и проведении временных выставок. Радиоканал также дает почти полную свободу размещения экспонатов.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Безусловно, беспроводная архитектура систем безопасности является максимально подходящей для музеев. С этим соглашаются даже самые яростные противники применения радиоканальных систем. Все очень просто: зачастую здания музеев и их внутренняя отделка сами по себе являются музейными экспонатами.
Прокладывать кабельные каналы по уникальным фрескам, панно и потолкам с лепниной – чистейший вандализм. При этом современные профессиональные беспроводные системы позволяют строить системы совершенно разного уровня, от музея-квартиры Пушкина до огромного музейного комплекса "Дорога памяти" длиной в 1,5 км в парке "Патриот".
Средства обнаружения на третьем рубеже охраны (экспонаты). Какова их роль и какие из них наиболее эффективны?
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Третий рубеж охраны является последним и самым важным. Он работает всегда: и в рабочие часы музея, и после его закрытия. Во время работы экспозиции третий рубеж зачастую оказывается единственным.
Третий рубеж может быть организован при помощи классических оптико-электронных извещателей с зоной обнаружения типа "штора". Но подобные решения несколько ограничивают свободу доступа к экспонатам. Поэтому в последнее время все большее распространение получают инерционные радиоканальные извещатели, использующие в качестве средства обнаружения акселерометры. Такие извещатели обычно имеют миниатюрные габаритные размеры, крепятся к самому экспонату и позволяют мгновенно зафиксировать его перемещение в пространстве.
Еще одним сравнительно новым и остроумным решением стал российский тензометрический извещатель, работающий по принципу простых весов (безмена). Он монтируется в подвес картины или другого экспоната и выдает сработку в случае попытки его снятия или даже вырезания холста из рамы без ее явного перемещения.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Охранные извещатели третьего рубежа предназначены для сигнализации в случае, если экспонат находится уже в непосредственной опасности – злоумышленник уже завладел им или вот-вот это сделает. Существуют различные их типы, например емкостные, вибрационные, инерционные извещатели. Эффективность устройств, конечно, зависит от типа экспоната. Например, для ювелирных изделий, которые выставляются в витрине, удобнее применять емкостные извещатели, которые контролируют внутренний объем витрины. Для картин и других экспонатов большого размера очень удобны инерционные извещатели, выдающие сигнал тревоги при попытке их перемещения.
Какие организационные мероприятия должны сопутствовать системе сигнализации? Как с их помощью можно усилить охрану?
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность систем сигнализации, является местное оповещение смотрителей или охраны, присутствующих в выставочных залах, о возможном хищении, так как они первыми могут максимально быстро среагировать на происшествие.
Оповещение организуется простейшим адресным включением звуковых сирен, установленных возле защищаемых объектов, или применением индивидуальных средств оповещения. В их качестве могут выступать специализированные пейджеры или браслеты, а также приложения, устанавливаемые на мобильные телефоны.
Интеграция видеонаблюдения и систем сигнализации (вывод в тревожный монитор изображений с камер, направленных на экспонаты, по факту сработки третьего рубежа) повысит эффективность реагирования персонала поста охраны.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Прежде чем говорить об организационных мероприятиях, необходимо рассмотреть все возможные технические средства, которые эти мероприятия обеспечат. Например, мало говорят о персональных устройствах оповещения и вызова. Это прибор, который смотритель может надеть как часы и с его помощью моментально получать все сигналы тревоги с указанием номера зала и названия экспоната. Кроме того, нажатием на кнопку на таких часах смотритель может передать сигнал тревоги на пост охраны. С помощью таких устройств можно реагировать на все попытки хищений или вандализма гораздо быстрее, а в таких делах время – главный фактор.
Причины резонансных хищений. Как их избежать или снизить риски?
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Основная причина резонансных хищений банальна. Она заключается в неэффективности устаревших систем или полном отсутствии сигнализации в целом либо ее третьего рубежа.
К сожалению, не все музеи в состоянии позволить себе оснащение или переоснащение инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).
Кроме того, наличие договоров страхования иногда снижает интерес руководства объектов защиты к собственным системам безопасности.
Соответственно, главный фактор, снижающий риск хищений, – применение современных охранных систем и постоянные тренировки дежурного персонала с отработкой действий в случаях попыток совершения преступлений.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Причин всегда две – попытка прославиться или заработать. Сделать с причинами ничего нельзя, но отреагировать на них как можно быстрее вполне возможно. Для этого необходимо просто применять современные технические средства охраны и использовать весь потенциал, которым они обладают. Множество примеров применения беспроводных систем в музеях показывают, что они справляются с этой задачей лучше всех.