г. Москва, Шереметьевская ул. д. 85 стр. 2
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Каталог оборудования

Биометрия в транспортной безопасности

24 декабря 2024
Биометрия в транспортной безопасности Биометрическая идентификация – один из наиболее надежных и эффективных инструментов для организации системы контроля и управления доступом (СКУД) на объектах с повышенными требованиями к безопасности: в банках, правительственных учреждениях, организациях оборонного сектора и т.д. Не являются исключением и объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ). Статья посвящена изучению использования биометрической идентификации на объектах транспорта, особенностям ее применения и оценке эффективности.

Сегодня многие транспортные предприятия страны и производители технических средств охраны пытаются как можно лучше защитить транспорт от внешних посягательств. Применение биометрии – один из таких способов.



Немного о биометрии
Биометрия относится к автоматизированному распознаванию человека на основе его физических или поведенческих характеристик. Биометрические данные могут включать в себя отпечатки пальцев, черты лица, образцы голоса, скан радужной оболочки или сетчатки глаза, уникальную походку человека или стиль набора текста.

Биометрические системы используются для целей идентификации и аутентификации, как правило, в рамках многофакторной аутентификации (MFA). Они действуют путем сравнения биометрических данных человека с сохраненным шаблоном или базой данных, чтобы определить, является ли человек тем, за кого себя выдает.

Биометрические технологии становятся все более популярными в последние годы благодаря их удобству и расширенным функциям безопасности. Многие люди используют свое лицо, отпечаток пальца или определенные жесты для разблокировки своих мобильных устройств. Биометрия также часто используется для предоставления доступа к защищенным объектам или устройствам.

В дополнение к безопасности биометрические системы также обеспечивают удобство и эффективность, устраняя необходимость в физических токенах или паролях. Биометрическая аутентификация проходит быстрее и проще, что делает ее идеальной для зон с интенсивным движением, таких как аэропорты или охраняемые объекты, где скорость и точность имеют решающее значение.

Сегодня биометрические технологии значительно продвинулись вперед, и новые биометрические методы постоянно разрабатываются и совершенствуются. Однако, как и в случае с любой новой технологией, существуют также опасения по поводу конфиденциальности и безопасности, особенно в связи с растущим использованием биометрических данных в коммерческих приложениях и в целях скрытого государственного наблюдения.

Виды биометрии
Биометрию можно условно разделить на два вида:

Данные, которые зависят от физиологии.
Данные, которые зависят от поведенческих характеристик.
К физиологическим характеристикам относятся:

отпечаток пальца;
рисунок сетчатки глаза;
черты лица;
звук голоса;
рисунок вен ладони;
узор радужной оболочки глаза и др.
К поведенческим характеристикам относят манеры поведения людей. Это могут быть:

походка;
особенности набора текста (скорость, расположение рук);
сила нажатия клавиш;
жесты и др.
Биометрия – это постоянно меняющаяся область, которую можно интегрировать практически во все, что требует протокола безопасности. Новые биометрические технологии, такие как распознавание ДНК, походки и аффективные вычисления, будут быстро расти, поскольку многие отрасли внедряют их в свои системы.

Хотя стоимость внедрения высока, преимущества повышенной безопасности, душевного спокойствия, сокращения трудозатрат и увеличения доступности, предлагаемой людям с различными способностями, могут оправдать эти инвестиции.

Использование биометрии на транспорте началось с московского метро. Во втором полугодии 2024 г. сервис запустят в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге, в 2025-м – в Санкт–Петербурге и Новосибирске. Далее планируются допуск по лицу в вагоны на железных дорогах, оплата проезда в наземном транспорте, прежде всего в автобусах, применение биометрии при удаленном медицинском осмотре водителей. В планах также использование биометрических данных в каршеринге и установление подлинности личности при использовании тахографов.

Транспорту нужна защита
Обеспечение транспортной безопасности является приоритетным направлением любой развитой страны. Учитывая возросший уровень угроз, количество транспорта и людей, которые им пользуются, задача становится очень сложной.

Транспортная безопасность, как совокупность нормативно-правовых актов, комплекс мер по защите пассажиров, багажа и грузов, распространяется на всю транспортную систему, но имеет для каждого вида транспорта свои особенности. В транспортную безопасность входят авиационная безопасность, транспортная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитенах, транспортная безопасность на морском и речном транспорте.

Уже не одно десятилетие транспортная инфраструктура (дороги, железнодорожные пути, вокзалы и т.д.) привлекает к себе повышенное внимание злоумышленников и вандалов, что создает множество потенциальных опасностей. Помимо угрозы терроризма, речь идет о всякого рода несанкционированных действиях, которые могут приводить к авариям, возгораниям и другим эксцессам.

Транспорт начал становиться объектом постоянных посягательств террористов еще в начале прошлого века. В наши дни можно говорить о таком многогранном и очень опасном явлении, как терроризм на транспорте, который невозможно оставить без пристального рассмотрения как с практической точки зрения, так и с научных позиций – проблема постоянно изучается социологами, статистиками и многими другими специалистами и исследователями.

Транспортный комплекс России включает в себя множество отраслей: железнодорожный транспорт, автомобильный, все виды водного (речной, морской, внутри водоемов), трубопроводный, городской и промышленный. Основное стратегическое назначение комплекса состоит в обеспечении непрерывного взаимодействия между людьми различных областей хозяйствования. В случае нарушения целостности транспортной инфраструктуры невозможно функционирование рынка в целом, что важно как для государства, так и для общества в целом. Развитие комплекса и обеспечение его непрерывного функционирования в условиях технологической трансформации угроз терроризма является основной стратегической задачей.

Биометрия на транспорте: преимущества и опасения
Отношение к идентификации личности по биометрическим данным неоднозначное. С одной стороны, привлекает несомненное удобство использования: документы не нужны, а все необходимое, как говорится, всегда с собой.

Что касается ОТИ, допуск на которые возможен с помощью биометрических данных, то в 2024 г. их всего четыре, а количество предполагаемых пользователей 5 млн человек. К 2030 г. планируется значительный рост: 700 объектов и 22 млн пользователей.

Использование биометрии на транспорте началось с московского метро. Преимущества были обозначены сразу: помимо удобства использования, проход по биометрии в метро обходится пассажиру в 50 руб., что дешевле по сравнению с другими платежными средствами (по карте – 61 руб.).

Во втором полугодии 2024 г. сервис запустят в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге, в 2025-м – в Санкт–Петербурге и Новосибирске.

Показатели внедрения системы оплаты по биометрии в метро по городам России выглядят следующим образом:

Москва – 342 станции с пассажиропотоком 2 188 млн человек;
Санкт–Петербург – 72 станции и 603 млн человек;
Новосибирск – 13 станций, 77 млн пассажиров;
Екатеринбург – 9 станций и 47,3 млн пассажиров;
Казань – 11 станций и 30,5 млн человек;
Нижний Новгород и Самара – по 10 станций, 27 млн и 12 млн человек соответственно.
Далее планируются допуск по лицу в вагоны на железных дорогах, оплата проезда в наземном транспорте, прежде всего в автобусах, применение биометрии при удаленном медицинском осмотре водителей. В планах – использование биометрических данных в каршеринге в начале и по окончании поездки, а также установление подлинности личности при использовании тахографов.

Однако подобные системы пока вызывают немалый скепсис как у рядовых пассажиров, так и у экспертов в сфере информационной безопасности. Как и в случае с любыми персональными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся.

Помимо практических опасений, существуют и философские. Повсеместное распространение технологии распознавания лиц размывает привычные понятия приватности.

Справедливости ради стоит отметить, что часть опасений носит скорее иррациональный характер. Биометрический образец лица в современных системах – не фотография, а зашифрованный ключ. Украсть "лицо" не представляется возможным, так как само изображение лица не хранится вообще. Существуют и другие подходы к защите личных данных, например технология отменяемой биометрии. Идея состоит во внесении намеренных искажений в биометрические характеристики. В случае компрометации ключа его можно перевыпустить, используя новые параметры искажения.


Сертификация биометрических решений
Биометрические устройства и программное обеспечение, применяемые на ОТИ, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответствии с требованиями, описанными в законодательстве.

Для сферы транспорта документ первого приоритета – это сертификат на соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 969. Оборудование, прошедшее такую сертификацию, может быть установлено на объектах транспортной отрасли без дополнительных проверок и согласований.

Не менее важен и сертификат на соответствие ГОСТ Р 51241–2008 "Средства и системы контроля и управления доступом". Этот национальный стандарт устанавливает классификацию, общие технические требования и методы испытаний средств и систем контроля и управления доступом. Наличие сертификата по ГОСТ Р 51241–2008 для СКУД свидетельствует о соответствии системы нормам российского законодательства.

Сертификаты по ГОСТ Р 19794-2 (отпечатки пальцев), ГОСТ Р 19794-9 (вены ладони), ГОСТ Р 29109-5 (лицо) гарантируют качество технологии.

Плюсом будет и наличие свидетельства о прохождении тестов на электромагнитную совместимость. Тесты на электромагнитную совместимость (ЭМС) подтверждают, что уровень электромагнитного излучения устройства не превышает допустимых значений, а само оборудование устойчиво к воздействию внешних электромагнитных помех. Проще говоря, оно выдержит сильные кондуктивные помехи, наведенные радиочастотными электромагнитными полями, не перегорит от воздушного и контактного (вплоть до 4-й степени жесткости) электростатического разряда или скачка напряжения в электросети.

Еще один важный показатель – уровень пылевлагозащищенности. Наиболее качественные биометрические устройства соответствуют требованиям ГОСТ 14254–2015 и дают степень защиты по классу IP65. Это означает, что электронная начинка устройства надежно защищена от пыли и не выйдет из строя даже под сильной струей воды, а контакт пользователя с потенциально опасными частями оборудования полностью исключен.

В 90% случаев биометрическая система внедряется в уже действующую систему управления доступом. Чаще всего это СКУД на RFID-картах или системы с доступом по ПИН-коду. Иногда в рамках одного объекта действует сразу несколько систем (СКУД, ОПС, видеонаблюдение и пр.), установленных в разное время разными вендорами и "живущих параллельной жизнью" на одном сервере. Как следствие, внедрение биометрии практически всегда сопряжено с использованием специального оборудования и программного обеспечения.

Биометрические устройства и программное обеспечение, применяемые на объектах транспортной инфраструктуры, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответствии с требованиями, описанными в законодательстве. Документ первого приоритета – это сертификат на соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 969.

Роль биометрических систем в транспортной сфере
Концепция путешествий без документов не уникальна, это мировой тренд. Многие компании представляют новые биометрические решения, чтобы ускорить возвращение людей к активному туризму и авиапутешествиям после пандемии COVID-19.

Биометрические технологии находят все более широкое применение в разных сферах жизни и деятельности, в том числе на транспорте. Биометрические технологии недостаточно быстро внедряются в транспортную сферу, прежде всего по техническим причинам, то есть из-за высокой вероятности получения ошибочных данных, а также возможности атак на биометрические данные. Технические проблемы обусловлены тем, что для биометрии важно получить качественное изображение лица человека, что бывает затруднительным вследствие засветок, неправильного наклона головы, наличия головных уборов, медицинских масок и т.д.

Общественный транспорт традиционно является местом большого скопления людей. Это означает, что он автоматически становится "золотой жилой" для преступников. С незавидной регулярностью на транспорте происходят и конфликты с драками.

Оснащение камер видеонаблюдения функцией распознавания лиц помогает предотвращать возможные происшествия и снижает общий уровень преступности на ОТИ. Сотрудники охраны или транспортной полиции получают уведомления о происшествии или появлении нежелательного лица (гражданина в розыске или человека из черного списка) в режиме реального времени. Благодаря этому действия правоохранителей становятся более слаженными и оперативными.

Говоря о роли биометрической идентификации на транспорте, стоит упомянуть о преимуществах внедрения технологии в работу СКУД крупных транспортных узлов. Аэропорты и вокзалы – это не только миллионы пассажиров, но и внушительный штат сотрудников. Обогащение систем контроля доступа технологией распознавания лиц позволяет разграничить доступ в служебные помещения и предотвратить факты незаконного проникновения на режимные объекты.

Но идентификация личности помогает решать и менее серьезные проблемы, чем терроризм, например отказ оплачивать проезд, воровство, агрессивное поведение людей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. Технология также способна помочь в расследовании инцидентов, повышении эффективности управления автопарком и пр.

Главный плюс продуктов биометрии, используемых для идентификации на транспорте, в высокой скорости прохождения проверок. Терминалы контроля доступа проверяют в среднем пять – семь пассажиров за 10 – 15 секунд. Сотруднику аэропорта, ж/д вокзала, пограничной или таможенной службы на это потребуется гораздо большее количество времени, что становится критичным при больших пассажирских потоках. Среди других преимуществ таких терминалов – оснащенность дополнительными функциями, такими, например, как контроль температуры или наличия масок у пассажиров. Такая опция оказалась чрезвычайно полезной в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

В отличие от RFID-карты лицо человека может стать его уникальным, неотчуждаемым пропуском. Биометрические данные невозможно потерять или передать другому человеку. Поэтому использование лицевой биометрии в работе СКУД полностью исключает возможность попадания на предприятие незнакомцев или нежелательных лиц.

Пробки у турникетов в часы пик – типичная проблема больших объектов транспорта (в особенности метро). Любой сбой в алгоритме действий "достать карту – приложить карту – пройти" может обернуться коллапсом, а бесконечно долго ищущий в сумке пропуск пассажир рискует навлечь на себя нешуточный гнев томящихся в очереди людей.

Расширение функционала турникетов за счет технологии распознавания лиц поможет не только предотвратить возможные нарушения, но и сделать процесс прохода пассажиров более быстрым и комфортным. Отсутствие лишних манипуляций с RFID-картами позволяет разгрузить пропускную зону в пиковые часы и избежать очередей.

Биометрическая идентификация может выполнять разные функции в транспортной сфере. Умные системы видеонаблюдения делают поездки на общественном транспорте безопаснее, а оплата "по лицу" помогает повысить уровень комфорта для пассажиров. Эксперты полагают, что в ближайшие годы транспорт станет одним из важных драйверов роста для глобального рынка биометрии.